МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия и средства массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, В.В. Витвинчук

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Религия и средства массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование у выпускников квалификации для выполнения профессиональной деятельности в сферах науки (научные исследования в области религиоведения), образования (преподавание религиоведческих, а также гуманитарных дисциплин, связанных с глубокими знаниями в области религиоведения, в высших и средних учебных заведениях), журналистики (публикации в области религиозной культуры), культуры (музейно-выставочная деятельность, связанная с предметами религиозной культуры; работа с религиозной литературой в библиотеках и архивах), религиозного туризма (разработка маршрутов, связанных с памятниками религиозной культуры).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров по религиоведческой тематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.формы и принципы взаимодействия церкви и общества, основные документы, регулирующие основы взаимодействия церкви со средствами массовой информации,
типологию конфессиональных изданий в российском и зарубежном медиапространстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять тему, цели и задачи текстов конфессиональных СМИ, формулировать основные выдвигаемые конфессиональными СМИ проблемы, делать экспертный обзор современных конфессиональных СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком описания и анализа проблематики конфессиональных СМИ, навыками анализа и оценки мировоззренческой составляющей поднимаемых в СМИ проблем религии,
критериями оценки взглядов церковных лидеров и лидеров общественного мнения по проблемам религиозной жизни обществ и его граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия и СМИ. Медиатизация института религии
1.1. СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. СМИ в межконфессиональном взаимодействии в решении вопросов консолидации общества. Понятие «конфессиональная журналистика», ее цели и задачи. Специфическая информация и проблема терминологического «перевода». Баланс точек зрения. Тенденции развития современных конфессиональных СМИ. Вызовы новейшей истории: национальный вопрос, толерантность и веротерпимость Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Взаимодействие религиозных институтов со СМИ. Религиозные СМИ в системе СМК
2.1. Религиозный институт и институт СМИ: структура и функции. Стратегии взаимодействия религиозных институтов и СМИ. Современное общество и религия: конфликтные сферы (этика, мораль, социальные нормы, традиции и вызовы современности). Религиозные организации в пространстве массмедиа. Основными субъектами российского религиозного информационно-коммуникационного поля являются Русская православная церковь и Духовные управления мусульман России, также в нем присутствуют Римско-католическая церковь, еврейские организации и различные протестантские объединения Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.2. Основные субъекты информационного взаимодействия Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
2.3. Основные субъекты информационного взаимодействия Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Религиозные СМИ: особенности и характеристики. Корпоративная принадлежность и социальные функции
3.1. Религиозные СМИ: особенности функционирования. Крупнейшие российские религиозные СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет-медиа), их функции. Проблемы религиозных СМИ: определения, подходы, типология. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика. Богословская журналистика. Религиозно-историческая журналистика. Религиоведческая журналистика. Религиозно-политическая журналистика. Религиозно-правовая журналистика. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.2. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.3. Поликонфессиональный ландшафт РФ и актуальность и перспективы религиозных СМИ. Конфессиональная журналистика Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.4. Типы конфессиональных СМИ Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.5. Типы конфессиональных СМИ Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.6. Религия в светских СМИ Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
3.7. Религия в светских СМИ Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Традиционные СМИ России в освещении проблем религии
4.1. Система печати РПЦ до 1917 года: Преобладание газет над журналами в период возрождения религиозной печати. Крупнейшие издания - «Журнал Московской патриархии» (официальный орган Русской Православной Церкви), газета «Московский церковный вестник», «Церковь и время», «Богословские труды», «Альфа и Омега», «Русский пастырь». Возрождение российской религиозной печати в 1990-е гг.: Официальные печатные органы Русской Православной Церкви. Тематическое своеобразие журнальной периодики. Возобновление епархиальной печати, развитие приходской и обительской печати («Даниловский благовестник», «Троицкий благовестник», газета «Лампада» храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино и др.). Издания для семейного, детского и воскресного чтения – журналы «Православная беседа», «Пчелка», «Божий мир» и др. Отражение политических проблем в газетах «Сербия», «Русский собор», «Русь державная». Литературно-художественные и философские журналы, в которых отражается православная тематика - «Московский журнал», «Фома», «Слово», «Хоругвь», «Храм» и др. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.2. Православие в журналистике и православная журналистика Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
4.3. Православие в журналистике и православная журналистика Сам. работа 5 6 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Типологическое и идейно-тематическое своеобразие конфессиональных СМИ
5.1. Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Религиозная печать. Современная газета. Электронные и печатные СМИ: особенности функционирования и изучения. Типология СМИ: подходы и проблемы. Светские СМИ и религиозное содержание. Религиоведческий материал: аналитика, интервью, опросы. Конфессиональные СМИ: теле-радио, печатные источники информации. Христианские СМИ и их роль в современном медиа-пространстве. Мусульманские СМИ. Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений.. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы. Православная документалистика. История религиозного сегмента Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.2. Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.3. Религиозные каналы и передачи ТВ. Религиозные каналы и передачи радио. Особенности православного радиовещания. Телевизионные передачи о вере и церкви. Нишевые православные каналы Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.4. Религиозный сегмент Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.5. Религиозный сегмент Рунета. Религиозные онлайновые СМИ. Тематика полирелигиозных онлайновых СМИ Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.6. Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.7. Мусульманские СМИ. Религиозные СМИ прозападного и восточного толка (архаичные формы религии, индуизм, буддизм, иудаизм, христианство (католицизм, протестантизм). Проблемы корпоративного взаимодействия. Проблема взаимодействия СМИ и новых религиозных движений Сам. работа 5 8 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 6. Аудитории средств массовой информации в религиозном измерении
6.1. Аудитория: определение понятия. Массовая и социально-групповая концепции аудитории. Постоянные, переменные и потенциальные аудитории. Механизм идентификации и его роль в формировании информационных интересов. Информационные потребности, ожидания, интересы. Особенности изучения восприятия, понимания и использования информации, поставляемой СМИ. Методы изучения аудитории. Рейтинги. Типы потребителей информации Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
6.2. Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
6.3. Религиозный дискурс СМИ– дискурс согласия или вражды Сам. работа 5 9 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 7. Государственно-правовое регулирование деятельности СМИ, освещающих проблемы религии
7.1. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений. Понятие информационного права: объекты информационного права. Методы правового регулирования в информационной сфере. Основные права и свободы в информационном праве. Структура информационного законодательства. Правовые аспекты доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Характеристика основных законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность СМИ. Основные конституционные положения информационного права стран развитых демократий. Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
7.2. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений Практические 5 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
7.3. Законодательные основы свободы вероисповедания и государственно-конфессиональных отношений Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
7.4. Экзамен 5 27 ОПК-4, ПК-1 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исхаков Р. Л. Этническая журналистика: учебное пособие Москва: ФЛИНТА, УрФУ, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Амиров В. М. Деловая журналистика: учебное пособие Москва: ФЛИНТА, УрФУ, 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Олешко Е. В. Конвергентная журналистика : профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учебное пособие Москва: Издательство «Флинта», 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Союз журналистов РФ www.ruj.ru
Э2 Религия и СМИ www.religare.ru
Э3 Информационно-аналитический портал о религии и СМИ ruskline.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений религиозных концепций с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете.
Практические занятия. При подготовке следует обратить особое внимание на детализацию каждого задания и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Необходимо обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа. Самостоятельная работа является важным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа во внеаудиторное время состоит из: изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям; ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных; выполнения практических заданий;
Тест. Тест содержит 20 вопросов. Подготовка к тестированию ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При прохождении итогового теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, при невнимательном прочтении, равноценными. Следует подчеркнуть, что это не так и что необходимо выбрать именно один правильный ответ. Необходимо вникнуть в суть вопроса и внимательно прочесть каждый вариант ответа, не забывая об ограничении времени на прохождение теста.