МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религия и идеология: философский аспект взаимодействия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Религия и идеология: философский аспект взаимодействия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Религия и идеология: философский аспект взаимодействия являются ознакомление студентов с основными проблемами взаимоотношений и взаимообусловленности идеологии и религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-9: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ПК-5: способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.примеры становления использования религиозной идеологии в формате политической идеологии: идеология хомейнизма в Иране, примат папской теократии в Ватикане, радикальной исламской идеологии; формат использования религиозной идеологии в практике формирования программ политических партий; отличительные особенности религиозной и политической идеологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать категориальный аппарат религии для выстраивания коммуникативного взаимодействия с различными этническими группами; учитывать религиозные нормы в принятии управленческих решений, осознавать ответственность за принятие управленческих решений, перед представителями конкретной религиозной группы; понимать специфику этической религиозной нормы и давать логико-концептуальную оценку событиям в сфере религиозного опыта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.категориальным аппаратом в области религии и идеологии в целях построения тактики межконфессиональной коммуникации; оставлять информационно-аналитические заключения о состоянии этно-конфессиональной ситуации в регионе; оформлять поздравительный адрес представителям различных религиозных конфессий; навыками углубленного анализа религиозной идеологии; транслировать собственную позицию по вопросам религии в СМИ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Философские основания изучения взаимовлияния религии и идеологии в историческом развитии
1.1. Место курса в сфере религиоведческих и социокультурных дисциплин Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.2. Основы изучения идеологии и религии Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.3. Основы изучения идеологии и религии Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.4. Основные идеологические течения в современном мире Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
1.5. Основные идеологические течения в современном мире Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Миф, сивмол и ритуал как онтологическое основание взаимосвязи религии и идеологии
2.6. Репрезентация религиозных и идеологических структур в мировоззрении Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.7. Создание политических партий на религиозной основе Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.8. М. Хайдеггер об фундаментальных основаниях идеологии консерватизма Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.9. Создание политических партий на религиозной основе Сам. работа 3 10 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.10. Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. Практические 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
2.11. Взаимоотношения религии и идеологии в разных странах и исторических эпохах. Сам. работа 3 6 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
Раздел 3. Раздел 3. Ценностных аспекты религиозного и идеологического сознания
3.12. Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) Лекции 3 2 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.13. Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений Практические 3 4 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.2
3.14. Аксиолоический аспект как структура понимания взаимовлияния религии и идеологи (мораль и политика) Сам. работа 3 8 ОК-2, ОК-3, ОПК-9 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.2
3.15. Основные факторы современной фазы развития геополитических отношений Сам. работа 3 12 ОК-2, ОК-3, ОПК-9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ивин А. А. Философия коллективного творчества: Москва, Берлин: Директ-Медиа,, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=450674
Л1.2 Ивин А. А. Социальная эпистемология. Человеческое познание в социальном измерении: сква, Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=450676
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бибихин В. В. Новый Ренессанс: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=274580
Л2.2 Ивин А. А. Новая философия истории: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=430596
Л2.3 Глузман С. А. Ментальное пространство России: Санкт-Петербург: Алетейя, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=82728
Л2.4 Кроуфорд К. Христианство в общественной, политической и духовной жизни Германии в ХХ веке : Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=473184
Л2.5 Юрков В. А. Ватикан и СССР: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=443498
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 центр научной и политической мысли и идеологии http://rusrand.ru/
Э2 Интерфакс-Религия http://www.interfax-religion.ru/
Э3 Ислам и мусульмане России http://www.islamnews.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на зачете. Лекции по курсу «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия» выстроены по структурно-типологическому принципу, и потому студент обязан знать понятийные, структурные и функциональные характеристики религии и идеологии. Также обучающийся должен быть способным изложить современные идеологические концепции различных религиозных систем (индуизм, буддизм, христианство, ислам), особенно их российскую специфику, в отношении институтов власти, семьи, образования и т.п. на основании имеющихся официальных документов.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на зачете обязан выступать с докладами по заранее выданным преподавателем темам, соответствующим содержанию курса. К тому же он обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных религиозных идеологий, сложившихся к настоящему времени. Умение анализировать перспективы разных религиозных идеологий в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Религия и идеология: философский аспект взаимодействия». Способность студента оценивать как историческую роль различных религиозных идеологий, так и их роль в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.