Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.03.04. Политология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 41_03_04_П-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 48 | 48 | 48 | 48 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | явлется занкомство с развитием религиозных систем, а также теоретическом формрование религиоведческого знания |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-1 | владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами сбора и обработки данных |
ПК-4 | владением методикой преподавания обществознания и обществоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание, осуществлять внеаудиторную и воспитательную работу с обучающимися |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основные категории религиоведения как научной дисциплины; об истории формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; основные вехи развития ранних, национальных и мировых религий; сформировать толерантное отношение к различным конфессиям и к людям, стоящим на атеистических позициях |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализировать роль религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, образования и политику |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен | ||||||
1.1. | Формирование религиоведения как научной дисциплины | Лекции | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.2. | Структура религии и подходы к ее определению | Лекции | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.3. | Функционирование религии в обществе | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.4. | Мифологическое сознание | Лекции | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.5. | Мифологическое сознание | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.6. | Первобытные формы религии | Лекции | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
1.7. | Первобытные формы религии | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 2. Религии Древнего мира | ||||||
2.1. | Политеизм Древнего Египта | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.2. | Политеизм Древнего Египта | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.3. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.4. | Междуречье как источник этнических религий древних народов | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.5. | Религиозные представления Древней Греции | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.6. | Религиозные представления Древней Греции | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.7. | Религиозные представления в Древнем Риме | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
2.8. | Религиозные представления в Древнем Риме | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 3. Национальные религии народов мира | ||||||
3.1. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.2. | Религиозные традиции Индии: джайнизм и сикхизм | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.3. | История развития религиозных представлений в Японии | Практические | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.4. | История развития религиозных представлений в Японии | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.5. | Индуизм | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.6. | Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.7. | Эволюция синкретических религиозных направлений в Индии: сикхизм | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
3.8. | Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 4. Мировые религии | ||||||
4.1. | Буддизм | Практические | 4 | 6 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.2. | Буддизм | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.3. | Ислам | Лекции | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.4. | Ислам как мировая религия | Практические | 4 | 6 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.5. | Ислам как мировая религия | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.6. | Христианство | Лекции | 4 | 6 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
4.7. | Христианство | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы | ||||||
5.1. | Религия в современной России | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.2. | Современные нетрадиционные культы | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.3. | Надконфессиональная синкретическая религиозная философия | Сам. работа | 4 | 4 | ОК-6, ПК-1, ПК-4 | Л2.1, Л2.4, Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает темы практических занятий, вопросы к зачету. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Красников А. Н. | Религиоведение и философия религии. Актуальные проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/050185D6-80C5-45A5-A175-8D9A0B145D90. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Дмитриев В.В. | Религиоведение: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум | М. : Издательство Юрайт, 2016 | biblio-online.ru |
Л2.3 | отв. ред. И. Н. Яблоков | История религии в 2 т. Том 2. Книга 1. Буддизм. Восточные церкви. Православие: | Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/84DFD83B-837C-43EE-AD48-41AB37DF23E8. |
Л2.4 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Яблоков И.Н. | История религии в 2 т. Том 1. Книга 1. Происхождение религии. Автохтонные религии и религии Древнего мира : учебник для академического бакалавриата / : | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/CEE4613F-B139-42F7-BF86-8C3134824CA0. |
Л2.6 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Поект Академиоческое религиоведение | religiousstudies.in | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Курс "Религиоведение" включает лекционные и практические занятия, в рамках которых студент знакомится с теорией религиоведческой науки, а также с развитием различных религиозных форм. Лекционные занятия рассчитаны на получение студентом теоретических знаний о развитии религиоведческой науки. В рамках лекционных занятий студент учится вести конспект, вычленять основные понятия и критерии религиоведческой науки. Лекции формируют у учащегося теоретическую подготовку в области религиоведческой проблематике. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материалов по интересуемой теме. На практических занятиях студент должен выступить с сообщением в рамках предложенных вопросов, а также дополнять своих одногруппников и вступать в научную дискуссию оперируя знаниями полученными при изучении подложенной литературы. Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет. В рамках самостоятельной работы изучаются дополнительные темы, которые направленны на более углубленное изучение курса. Знания полученные студентом в рамках самостоятельной работы студента проверяются преподавателем на практическом занятии, а также во время зачета |