МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 76
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 12 12 34 34 46 46
Сам. работа 86 86 63 63 149 149
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Психология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проофессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., проофессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать студентам знания по историческим и теоретическим аспектам психологии религии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области психологии религии
ПК-20 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические, построенные на философском фундаменте, концепции психологии религии; основные принципы развития психологии религии; базовые категории психологии религии процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе

3.2.Уметь:
3.2.1.использовать философско-религиоведческие знания в практике исследования психологии религии; объяснить базовые категории психологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе; интерпретировать и ясно представлять эти особенности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом психологии религии; способами преподавания базовых категорий психологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; методами интерпретации и понимания религиозного комплекса с позиции психологии религии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет психологии религии
1.1. Специфика психологии религии Лекции 5 5 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Специфика психологии религии Практические 5 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Специфика психологии религии Сам. работа 5 24 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Взаимосвязь психологии религии с другими дисциплинами Практические 5 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Психология религии и история религии и психология Практические 5 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Методы и методология психологии религии Лекции 5 3 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.7. Методы и методология психологии религии Практические 5 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Методы и методология психологии религии Сам. работа 5 32 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Становление философских знаний о религии
2.1. Психологическая концепция религии У. Джеймса Лекции 5 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Психологическая концепция религии У. Джеймса Практические 5 4 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Психологическая концепция религии У. Джеймса Сам. работа 5 30 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Психология религии К.Г.Юнга Лекции 6 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Психология религии К.Г.Юнга Практические 6 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.6. Психология религии К.Г.Юнга Сам. работа 6 22 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.7. Психология религии Э.Фромма Лекции 6 2 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.8. Психология религии Э.Фромма Практические 6 4 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.9. Трансперсональная психология о религии Лекции 6 4 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.10. Трансперсональная психология о религии Практические 6 8 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.11. Трансперсональная психология о религии Сам. работа 6 10 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Теоретические проблемы психологии религии
3.1. Психологические предпосылки религиозности Сам. работа 6 10 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Психологические предпосылки религиозности Лекции 6 6 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Психологические предпосылки религиозности Практические 6 10 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Религиозная вера как психологический феномен Лекции 6 6 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Религиозная вера как психологический феномен Практические 6 10 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.6. Религиозная вера как психологический феномен Сам. работа 6 21 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.7. Экзамен 6 27 ПК-6, ПК-20 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Яблоков, И. Н. Религиоведение: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бессонов Б.Н. История философии: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л2.2 Пивоваров Д. В. Социоцентрические религии : монография : М. : Издательство Юрайт, 2018. — 137 с., 2018 www.biblio-online.ru/book/96EE359E-0B8D-4CCC-8AAB-65EF64DACAEB.
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 «Международный журнал психологии религии» www.tandfonline.com
Э2 Психологос. Энциклопедия практической психологии www.psychologos.ru
Э3 Религиозная жизнь. Портал о религии и религиоведении www.tandfonline.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене и зачете. Лекции по курсу «Психология религии» выстроены по типологическому принципу, и потому студент обязан знать представления о психике человека, сложившиеся как в классических религиях (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.), начиная с древнейших времен и по настоящее время, так и в научной школе (прагматизм, бихевиоризм, психоанализ, трансперсонализм и др.). Также обучающийся должен быть способным изложить взгляды тех либо иных психологов на предмет религии.
На практических занятиях студент для получения положительной оценки на экзамене и зачете обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных психологических презентаций религии в различных религиозных направлениях и у различных психологов. Умение анализировать перспективы разных психологических интерпретаций религии в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Психология религии». Способность студента оценивать как историческую роль психологии религии, так и роль психологии религии и ее понятийного аппарата в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.