Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 20 | 20 | 30 | 30 |
Практические | 12 | 12 | 34 | 34 | 46 | 46 |
Сам. работа | 86 | 86 | 63 | 63 | 149 | 149 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 144 | 144 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., проофессор П.К. Дашковский
1.1. | дать студентам знания по историческим и теоретическим аспектам психологии религии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-6 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области психологии религии |
ПК-20 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции психологии религии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические, построенные на философском фундаменте, концепции психологии религии; основные принципы развития психологии религии; базовые категории психологии религии процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать философско-религиоведческие знания в практике исследования психологии религии; объяснить базовые категории психологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школе; интерпретировать и ясно представлять эти особенности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом психологии религии; способами преподавания базовых категорий психологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях; методами интерпретации и понимания религиозного комплекса с позиции психологии религии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет психологии религии | ||||||
1.1. | Специфика психологии религии | Лекции | 5 | 5 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Специфика психологии религии | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Специфика психологии религии | Сам. работа | 5 | 24 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Взаимосвязь психологии религии с другими дисциплинами | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Психология религии и история религии и психология | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Методы и методология психологии религии | Лекции | 5 | 3 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Методы и методология психологии религии | Практические | 5 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Методы и методология психологии религии | Сам. работа | 5 | 32 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Становление философских знаний о религии | ||||||
2.1. | Психологическая концепция религии У. Джеймса | Лекции | 5 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Психологическая концепция религии У. Джеймса | Практические | 5 | 4 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Психологическая концепция религии У. Джеймса | Сам. работа | 5 | 30 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Психология религии К.Г.Юнга | Лекции | 6 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Психология религии К.Г.Юнга | Практические | 6 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Психология религии К.Г.Юнга | Сам. работа | 6 | 22 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Психология религии Э.Фромма | Лекции | 6 | 2 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.8. | Психология религии Э.Фромма | Практические | 6 | 4 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.9. | Трансперсональная психология о религии | Лекции | 6 | 4 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.10. | Трансперсональная психология о религии | Практические | 6 | 8 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.11. | Трансперсональная психология о религии | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 3. Теоретические проблемы психологии религии | ||||||
3.1. | Психологические предпосылки религиозности | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Психологические предпосылки религиозности | Лекции | 6 | 6 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.3. | Психологические предпосылки религиозности | Практические | 6 | 10 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.4. | Религиозная вера как психологический феномен | Лекции | 6 | 6 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.5. | Религиозная вера как психологический феномен | Практические | 6 | 10 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.6. | Религиозная вера как психологический феномен | Сам. работа | 6 | 21 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.7. | Экзамен | 6 | 27 | ПК-6, ПК-20 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету и экзамену представленны в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Яблоков, И. Н. | Религиоведение: учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бессонов Б.Н. | История философии: Учебное пособие | М : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru |
Л2.2 | Пивоваров Д. В. | Социоцентрические религии : монография : | М. : Издательство Юрайт, 2018. — 137 с., 2018 | www.biblio-online.ru/book/96EE359E-0B8D-4CCC-8AAB-65EF64DACAEB. |
Л2.3 | Аникин Д.А. | Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Религиозная жизнь. Портал о религии и религиоведении | www.tandfonline.com | ||
Э2 | Психологос. Энциклопедия практической психологии | www.psychologos.ru | ||
Э3 | «Международный журнал психологии религии» | www.tandfonline.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене и зачете. Лекции по курсу «Психология религии» выстроены по типологическому принципу, и потому студент обязан знать представления о психике человека, сложившиеся как в классических религиях (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.), начиная с древнейших времен и по настоящее время, так и в научной школе (прагматизм, бихевиоризм, психоанализ, трансперсонализм и др.). Также обучающийся должен быть способным изложить взгляды тех либо иных психологов на предмет религии. На практических занятиях студент для получения положительной оценки на экзамене и зачете обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных психологических презентаций религии в различных религиозных направлениях и у различных психологов. Умение анализировать перспективы разных психологических интерпретаций религии в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Психология религии». Способность студента оценивать как историческую роль психологии религии, так и роль психологии религии и ее понятийного аппарата в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины. |