МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическое управление и процесс принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 87
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В. А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Политическое управление и процесс принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями курса являются формирование и развитие способностей к
аналитическому мышлению, ориентации в современной политической жизни
России и умения применять и переоценивать накопленный опыт в свете
развития политической науки и изменяющейся практики, эффективно
использовать свой интеллектуальный потенциал в процессе
государственного, муниципального и т.п. управления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-23 способностью использовать специальные знания, полученные в рамках направленности (профиля) образования или индивидуальной образовательной траектории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные приемы организации процесса саморазвития; основные требования предъявляемые к формирования управленческого процесса
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать управленческий процесс; составлять программы управленческих исследований, собирать и анализировать данные методами качественного и количественного анализа
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками организации процесса принятия политических решений, оценивания их эффективности; основами планирования политических событий и процессов, управления, разработки и принятия политических решений использую знания о развитии регионов России

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-методологическое введение в политическое управление.
1.1. Теория управления: генезис и основные подходы Лекции 3 2 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Менеджмент как наука об управлении и процесс управления в организациях Практические 3 4 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Управление и политика Лекции 3 2 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Управление и политика Практические 3 6 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Концептуальные проблемы политического управления
2.1. Субъекты политического управления Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Политическая кампания Практические 3 2 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Политическая кампания Сам. работа 3 19 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Политическая власть в управлении обществом Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Политическая коммуникация Практические 3 2 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Политическая коммуникация Сам. работа 3 19 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. политическая власть в управлении обществом Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Политическое решение. Алгоритм принятия политического решения Практические 3 2 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Политическое решение. Алгоритм принятия политического решения Сам. работа 3 16 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Подготовка и принятие политического решения Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Реклама, ее сущность и функционирование Практические 3 4 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Реклама, ее сущность и функционирование Сам. работа 3 19 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Организационные принципы и механизмы политического воздействия Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.14. Принцип обратной связи и механизмы ее реализации в политическом управлении Лекции 3 1 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Актуальные вопросы политического управления
3.1. Демократия и участие граждан в политическом управлении Сам. работа 3 14 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Экзамен 3 27 ОК-7, ПК-23 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену представленны в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чуев С. В. Политический менеджмент. Коммуникативные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. В. Чуев. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018. www.biblio-online.ru/book/0FEC81B2-B73C-4ED4-94C7-DBC0DBC89B5D.
Л1.2 Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: М.: Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Учитель Ю. Г. , Терновой А. И. , Терновой К. И. Разработка управленческих решений: учебник М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 В. Н. Колесников, В. А. Семенов Политический менеджмент: учеб. пособие : для бакалавров СПб. : Питер, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Политическое управление www.pu.virmk.ru
Э2 Pro et contra www.carnegie.ru
Э3 Полис (Политические исследования) Polis www.politstudies.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- подготовка к практическим занятиям;
-изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.