МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Новые религиозные движения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, Н.П. Зиберт

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Новые религиозные движения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является целенаправленная подготовка студентов в области исследования нетрадиционных религиозных движений с целью формирования толерантного отношения к редставителям различных конфессий и религиозных групп

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные культовые и догматические различия конфессиональных группразличия и классифицировать новые религиозные движения
3.2.Уметь:
3.2.1.классифицировать новые религиозные движения по типам, выявлять особенности формирования различных типов НРД
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.толерантного отношения к представителям различных конфессиональных групп зная их историю формирования и содержание ученияразличию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Происхождение и развитие религиозных групп
1.1. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп Лекции 7 1 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Возникновение и функции новых религиозных движений Лекции 7 1 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Возникновение и функции новых религиозных движений Практические 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Возникновение и функции новых религиозных движений Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности организации новой религиозности нетрадиционного типа
2.1. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Практические 7 1 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Институт харизматического лидерства в религиозных движениях Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Практические 7 1 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Основные отличительные признаки новых религиозных движений Сам. работа 7 4 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Практические 7 1 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.9. Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах Сам. работа 7 6 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Типология новых религиозных движений и культов
3.1. Неоориентальные культы Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Неоориентальные культы Практические 7 3 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.3. Неоориентальные культы Сам. работа 7 9 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.4. Неохристианские объединения Практические 7 4 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.5. Неохристианские объединения Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.6. Неохристианские объединения Сам. работа 7 10 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.7. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.8. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Практические 7 4 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.9. Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.10. Неоязычество Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.11. Неоязычество Практические 7 4 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.12. Неоязычество Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.13. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Лекции 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.14. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Практические 7 2 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.15. Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы Сам. работа 7 8 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.16. Экзамен 7 27 ОК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кантеров, И. Я. Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 отв. ред. П. К. Дашковский Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф.: Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2014. elibrary.asu.ru
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Торгашев Г.А. Основы религиоведения: Москва : Директ-Медиа, 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт мормонов www.latter-daysaints.ru
Э2 Протестантский портал www.protestant.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках учебного курса "Новые религиозные движения" студенты знакомятся с предпосылками, историей возникновения, особенностями вероучения и культовой практики, так называемых новых религиозных движений (НРД). направления, без знания которых подготовка современного религиоведа – бакалавра не будет полноценной.
В рамках реализации дисциплины уделятся достаточно большое внимание самостоятельной работе студента. Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем, обязательную работу с источниками. Основные виды самостоятельной работы студентов по дисциплине:
1. Самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, чтение и анализ источников, конспектирование, изучение новых понятий. 2. Подготовка к практическим занятиям и экзамену.
В рамках практических занятий студентам предлагается выполнить практические задания, которые направленны на формирование получения знаний о новых религиозных движения и формирование толеранткого отношений к различного рода религиозным группам. Студентам рекомендуется обратить внимание на задания наравленые не только на получение заний, но и на оценку роли религиозных групп в общественной жизни страны. Подготовленность студентов проверяется также тестом. Тест позволяет оценить сформированность знаний полученных в рамках самостоятельной подготовки студентов. Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:
• Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
• Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования, такие, как раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
• Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
С помощью предложенных тестов в течение семестра можно оценить уровень усвоения материала студентами. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.
Предложенный тест закрытого типа с множественным выбором. Испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка.
Курс завершается экзаменом, который направлен на обобщение полученных студентом заний и на оценку сформирвоанности компетенции. Во время экзамена студенту предлагается ответить на дватеоретических вопроса представленны в билете и выполнить практическое задание. Выполнение задания позволяет показать насколько студент готов к профессиональной деятельности в поликонфессиональном коллективе. В рамках выполнения практического задания оценивается собственный взгляд студента на изучаемую проблему.