Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.03.03. Религиоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 47_03_03_Р-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 41 | 41 | 41 | 41 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | целенаправленная подготовка студентов в области исследования нетрадиционных религиозных движений |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-11 | способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области новых религиозных движений |
ПК-25 | способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ключевые идеи и структуру новых религиозных движений; принципы классификации новых религиозных движений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях; применять знания вероучительных доктрин новых религиозных движения в образовательном процессе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | формирования толерантного отношения к представителям новых религиозных движений в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; выявления специфических особенностей религиозного комплекса с учетом знаний о новых религиозных движениях |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Происхождение и развитие религиозных групп | ||||||
1.1. | Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп | Лекции | 8 | 1 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Концептуальные варианты генезиса и развития в обществе новых религиозных групп | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Лекции | 8 | 1 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Практические | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Возникновение и функции новых религиозных движений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Особенности организации новой религиозности нетрадиционного типа | ||||||
2.1. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Практические | 8 | 1 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Институт харизматического лидерства в религиозных движениях | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Практические | 8 | 1 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Основные отличительные признаки новых религиозных движений | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Практические | 8 | 1 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.9. | Генезис вероучительной и конфессиональной литературы в нетрадиционных культах | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Типология новых религиозных движений и культов | ||||||
3.1. | Неоориентальные культы | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.2. | Неоориентальные культы | Практические | 8 | 3 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.3. | Неоориентальные культы | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.4. | Неохристианские объединения | Практические | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.5. | Неохристианские объединения | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.6. | Неохристианские объединения | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.7. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.8. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Практические | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.9. | Сайентологические, оккультно-мистические учения и школы Нью-Эйдж | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.10. | Неоязычество | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.11. | Неоязычество | Практические | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.12. | Неоязычество | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.13. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Лекции | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.14. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Практические | 8 | 2 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.15. | Деструктивные религиозные организации. Сатанистские группы | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
3.16. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-11, ПК-25 | Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
представлены в фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотренно |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кантеров, И. Я. | Новые религиозные движения: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/04BA2276-7543-4E45-9B8E-095925641937 |
Л1.2 | Рахманин А.Ю. | Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата | Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | отв. ред. П. К. Дашковский | Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы II Междунар. науч. конф.: | Барнаул : Изд-во АлтГУ , 2014. | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Шахнович М.М. | Религиоведение: учеб. пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Торгашев Г.А. | Основы религиоведения: | Москва : Директ-Медиа, 2007 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Протестантский портал | www.protestant.ru | ||
Э2 | Официальный сайт мормонов | www.latter-daysaints.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Самостоятельная подготовка студента к лекциям по дисциплине «Новые религиозные движения» в первую очередь предполагает повторение законспектированного материала предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. Преподаватель может стимулировать чтение конспекта предыдущей лекции с помощью проведения устного или письменно экспрес-опроса студентов по ее содержанию в начале следующей лекции. Важным в период подготовки к лекционным занятиям является научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект должен быть грамотным, т.е. включать только самое основное, с использованием системы знаков, сокращений и выделений. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи. Для плодотворной работы необходимо скрупулезно изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы, внимательно прочитать и проанализировать первоисточники, научную литературу (монографии и статьи), обратиться к энциклопедическим изданиям. Необходимо вести тщательный конспект изучаемого материала. Тест – это система заданий специфической формы, которая позволяет объективно и функционально независимо от преподавателя "измерить уровень образовательных достижений обучаемых, совокупность их представлений, знаний, умений и навыков из той или иной области содержания". Контроль в форме тестирования относится к нетрадиционным формам контроля. Он используется для входной, текущей, тематической, промежуточной и итоговой проверки. Немаловажным преимуществом тестовой формы является то, что ее использование несколько "сглаживает" проблемы, возникающие при традиционных способах оценивания. Так, всем учащимся предоставляются равные возможности, исключаются отрицательные проявления, ведущие к конфронтации преподавателей и студентов. Большая часть заданий закрытой формы, с выбором одного или нескольких правильных ответов. Целью самостоятельной работы студентов является выработка умения самостоятельно находить, отбирать нужный материал, выстраивать и осмысливать его. Самостоятельная работа студентов при изучении курса предполагает более глубокое изучение тем. Основные виды самостоятельной работы студентов по дисциплине «Новые религиозные движения»: 1. Самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, конспектирование, выполнение заданий по изученному материалу. 2. Подготовка к практическим занятиям и тестированию. 3. Работа над составлением глоссария необходимым в дальнейшем для подготовки к экзамену. При подготовке к экзамену по данной дисциплине студенту следует: 1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников. 2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины. 3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя. 4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент знает меньше всего. 5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и т.д.) |