МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и региональная безопасность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
страший преподаватель, Д.А. Маракулин

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Национальная и региональная безопасность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., доцент П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., доцент П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины «Национальная и региональная безопасность» – формирование у выпускников компетенций проводить научные исследования в международной сфере (работа с источниковой базой), осуществлять преподавательскую деятельность по международным конфликтам и угрозам, представлять интересы свой коммерческой организации или государства на международной арене. Главная задача связана с пониманием роли России в обеспечении международной стабильности на постсоветском пространстве, оценить роль западных партнеров в обеспечении соблюдении международного права на планете.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6: способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ОПК-10: готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5: способностью обрабатываться полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы современной политической науки. Основные закономерности и тенденции мирового и российского и политического процесса. Иметь представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе. Особенности национальной и конфессиональной среды региона. Коммуникативную специфику общения в многонациональной среде
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормативно-правовые документы (концепции национальной безопасности и стратегии национальной безопасности РФ) при анализе угроз. Анализировать военные доктрины зарубежных стран с целью определения их влияния на политику национальной и региональной безопасности. У Выявлять динамику социально-демографических процессов, происходящих в зарубежных странах, пограничных с регионами РФ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методикой прогнозирования развития национальных и конфессиональных конфликтов в России и на постсоветском пространстве; коммуникации в полинациональном и поликонфессиональном коллективе для выработки решений связанных с устранением конфликтных ситуаций. Использовать навыки анализа эмпирических данные о социально-демографической специфике, с целью определения их влияния на национальную безопасность.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция понятия национальной безопасности в мировой политике
1.1. Основные подходы к определению национальной безопасности Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Традиционные концепции национальной безопасности Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.3. Традиционные концепции национальной безопасности Сам. работа 2 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Ключевые термины национальной безопасности
2.4. Национальные ценности Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.5. Национальные интересы Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.6. Национальные интересы Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Типология национальных интересов
3.7. Угрозы национальной безопасности Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.8. Средства обеспечения национальной безопасности Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.9. Средства обеспечения национальной безопасности Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Система национальной безопасности
4.10. Личность, общество, государство как составляющие элементы национальной безопасности Лекции 2 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.11. Внешние свойства системы национальной безопасности Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.12. Внешние свойства системы национальной безопасности Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Нормативно-правовая база национальной безопасности РФ
5.13. Теоретические концепции однополярного мира Практические 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.14. Теоретические концепции однополярного мира Сам. работа 2 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Межгосударственные органы системы коллективной безопасности
6.15. Международный терроризм Практические 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
6.16. Международный терроризм Сам. работа 2 6 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не педусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/254DBF60-F2A8-4DA2-AB6C-C0641A5B05FC
Л1.2 Кафтан В.В. Противодействие терроризму : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Кафтан. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/33D69545-BEDE-45A3-9540-E81A32B794C0.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность.: учебник М., 2009 http://znanium.com/bookread2.php?book=153774
Л2.2 А.А. Анисимов, Н.В. Артемьев, О.Б. Тихонова; под ред. Е.Н. Барикаев Макроэкономика. Теория, практика, безопасность : учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114708
Л2.3 Арчаков М. К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия : монография / М. К. Арчаков ; под науч. ред. Ю. А. Ермакова. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66585ADE-390B-4D4C-AA8F-98525A93F216.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Главным условием формирования современного высококвалифицированного специалиста является активная и качественная самостоятельная деятельность студентов. В процессе самостоятельного изучения дисциплины «Национальная и региональная безопасность», вырабатываются необходимые навыки работы с нормативными правовыми актами, появляется способность последовательного, аналитического мышления, что способствует наиболее успешному изучению, осмыслению и запоминанию учебного материала, а также является залогом успешной трудовой деятельности.
Самостоятельная работа студента является планируемой учебной и научной работой, которая выполняется по заданию и под методическим и научным руководством преподавателя. Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы, на которые не отводится времени в рамках аудиторных занятий. В зависимости от того, как студент организует свою самостоятельную работу, предопределяется процесс его становления как личности и как высококвалифицированного юриста-практика.
Одной из форм самостоятельной работы является подготовка студента к лекции. Самостоятельная работа начинается еще до прихода студента на лекцию. Многие студенты права весьма активно используют «систему опережающего чтения», то есть предварительно прочитывают лекционный материал, содержащийся в учебниках и учебных пособиях, закладывают базу для более, глубокого восприятия лекции.
Другой формой самостоятельной работы студента является систематическая и планомерная подготовка к практическому занятию. Наличие разборчивого, краткого конспекта лекции, содержащего новые теоретические знания, позволят студенту задуматься над прочитанным лекционным материалом, изучить специальную литературу по теме лекции, приобщиться к работе с нормативно-правовыми актами, интересоваться практикой их применения, уметь толковать их.
После лекции, не теряя времени, студент должен познакомиться с планом практического занятия или с соответствующей темой занятия по программе курса. Он уясняет обязательную и дополнительную литературу, которую необходимо прочитать, изучить и законспектировать.
В целом, подготовка к практическому занятию требует, прежде всего, чтения рекомендуемых нормативных актов и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений.
В течение семестра проводятся текущие консультации, в ходе которых студенту предоставляется возможность, с одной стороны, отчитаться за пропуск практического занятия или задолженность, с другой стороны, задать интересующие вопросы различного характера (учебного, научного, организационного), возникшие в результате активной самостоятельной работы.
При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуется обратить внимание при изучении тем дисциплины на постоянное обновление и совершенствование действующего законодательства. Поэтому издаваемая юридическая литература имеет особенность быстро устаревать. При изучении указанных тем студентам рекомендуется в первую очередь основываться на нормативных актах, обратив особое внимание на изменения и дополнения. Для этого необходимо обратиться к справочно-информационным системам и рекомендованным интернет-ресурсам.
При подготовке к практическим занятиям следует тщательно изучить соответствующий материал по учебной литературе, изучить специальную литературу по рассматриваемым вопросам, внимательно проанализировать рекомендованный нормативный материал, а также судебную практику. При этом студент не должен ограничиваться списком литературы, указанной в настоящих указаниях, а осуществлять ее самостоятельный поиск.
Устный опрос – это оценочное средство, при котором устанавливается непосредственный контакт между преподавателем и студентом, в процессе которого преподаватель получает широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения студентами учебного материала.