МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и гражданская идентичность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Национальная и гражданская идентичность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса "Национальная гражданская идентичность" заключается в последовательном усвоении знаний проблемного поля идентичности. Показать возможности позитивной совместимости процессов национальной и гражданской идентификации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
ОПК-3 способностью самостоятельно собирать и обрабатывать научную информацию в области религиоведения и религиоведческих дисциплин
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.правовые концепции обеспечивающие самоопределение народов; принципы сбора и обобщения информации по проблемам национальной и религиозной идентификации
3.2.Уметь:
3.2.1.применять знания правовых норм при оценки формирования различного рода идентичности у народов России; самостоятельно находить информацию по проблеме роли религиозного фактора в формировании национальной и гражданской идентичности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения правовых знаний при выработки собственной концепции формирования идентичности у народов России; обработки и обобщения научной информации по вопросам влияния религиозного фактора на формирование идентичности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретическое изучение понятия «идентичность»
1.1. Теоретическое осмысление идентичности Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.2. Теоретическое осмысление идентичности Сам. работа 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.3. Виды, уровни, критерии идентичности Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
1.4. Виды, уровни, критерии идентичности Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
Раздел 2. Формирование видов идентичности и их характеристика
2.1. Этническая идентичность Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.2. Этническая идентичность Практические 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.3. Этническая идентичность Сам. работа 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.4. Роль языка в этнической идентичности Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3
2.5. Роль языка в этнической идентичности Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3
2.6. Национальная идентичность Лекции 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.7. Национальная идентичность Сам. работа 2 6 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.8. Становление национальной идентичности в России Практические 2 4 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.9. Становление национальной идентичности в России Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.10. Религиозная идентичность Лекции 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.11. Религиозная идентичность Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.12. Локальная и региональная идентичность Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.13. Локальная и региональная идентичность Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.14. Идентичность государства Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.15. Идентичность государства Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.16. Политическая идентичность Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.17. Политическая идентичность Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.18. Гражданская идентичность Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.19. Гражданская идентичность Сам. работа 2 8 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.20. Проблемы формирования идентичности в современной России Практические 2 2 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.21. Проблемы формирования идентичности в современной России Сам. работа 2 7 ОК-4, ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л1.1
2.22. Экзамен 2 27 ОК-4, ОПК-3 Л2.4, Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ачкасов В. А. Этнополитология : учебник для бакалавров / В. А. Ачкасов. — 2-е изд., перераб. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7989B2CF-D1BF-4495-B9C0-F0FD3DDACE39.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственный редактор: Немыченков В.И. Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: научное издание: Санкт-Петербург: Алетейя, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Смирнов, Г. Н. Политология. Россия в мировом политическом процессе : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Ответственный редактор: Семененко И.С. Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: Москва: Весь Мир, 2017 biblioclub.ru
Л2.4 Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Блог В.А. Тишкова valerytishkov.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия, именно в этих условиях встает важнейшая проблема взаимодействия различных этнических, религиозных и культурных меньшинств. Именно в этих условиях приобретает популярность проблема идентичности как отдельно взятого индивида, так и целой группы. Формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. В рамках дискуссий вокруг процессов идентичности современного общества делается попытка показать позитивную совместимость различных видов идентичности. Особенно данный процесс актуален в рамках многонационального Российского государства, в рамках которого, исследователи показывают возможность бесконфликтного существования национальной (этнической) и гражданской идентичностей в рамках одного правового и территориального пространства.
В рамках курса студент знакомится с основными теориями и концепциями формирования идентичности. Курс представлен разными видами работы в рамках которой студент должен не только пополнить свои знания в области формирования процессов идентичности, но и приобрести навыки публичного выступления, сбора и обработки информации по заданной проблематике. Дисциплина "Национальная и гражданская идентичность" направлена на теоретико-практическую подготовку студентов. Ее преподавание предполагает проведение лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях студенты получают базовые понятия в области теории идентичности, а также некоторых аспектов и видов идентичности в российском обществе. Практические занятия предусматривают более углубленное изучение материала. В рамках практических занятий студентам предлагается выполнение практических заданий, а также подготовка доклада по выбранной теме. В рамках доклада оценивается подготовленность студента использовать полученные знания в рамках индивидуальной образовательной траектории и представляет эти знания в оформленной форме.
Самостоятельная работа в течение семестра предполагает углубленное изучение отдельных тем в рамках предложенного курса и более глубокое знакомство с научной литературой. Во-первых, это предполагает подготовку к практическим занятиям; во-вторых: подготовку к докладам и экзамену.