МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и государственно-конфессиональная политика в СССР

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Национальная и государственно-конфессиональная политика в СССР

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой к.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью является понимание системы правового регулирования государственно-конфессиональных и национальных отношений в СССР.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные демографические процессы, происходящие в СССР и зарубежом
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать события, связанные с решением национального вопроса в различных регионах СССР
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.сбора эмпирических данных по изучению международного опыта урегулирования национальных и конфессиоанльных конфликтов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Национальная и конфессиональная политика в период революции и гражданкой войны. Формирование национальных автономий
1.1. Революция 1917 г. и либерализация национальной политики Временного правительства: равенство гражданских прав и свобод для всех народов России Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.2. Этнополитические процессы в годы гражданской войны Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
1.3. Этнополитические процессы в годы гражданской войны Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Национальная и конфессиональная политика в 1930 – е годы и особенности культурных традиций
2.1. Религиозный вопрос в национальной политике советской власти Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.2. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.3. Практические формы реализации конфессиональной политики в СССР Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. Различие типов национальной адаптации горских народов в российской государственности Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.5. Национальная политика СССР Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.6. Национальная политика СССР Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Национальная и религиозная политика в годы Второй мировой войны
3.1. Воздействие войны на жизнь народов СССР Лекции 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.2
3.2. Политика депортации народов Сам. работа 2 8 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.2
3.3. Политика депортации народов Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л1.1, Л2.2
3.4. Формы реализации национальной политики в СССР 1945-1991 гг. Сам. работа 2 6 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
3.5. Формы реализации национальной политики в СССР 1945-1991 гг. Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4 Национальная и религиозная политика в послевоенное время
4.1. Выход национальных проблем на поверхность общественной жизни. Первые эксцессы в межнациональных отношениях Лекции 2 2 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.2. Диаспоры в СССР Сам. работа 2 5 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.3. Диаспоры в СССР Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.4. Обеспечение национальными кадрами органов власти и сферы народного хозяйства Сам. работа 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.5. Обеспечение национальными кадрами органов власти и сферы народного хозяйства Практические 2 4 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1
4.6. Экзамен 2 27 ОПК-3 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зорин В.Ю. Национальная политика российского государства в хх - начале ххi века: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Научная школа: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Одинцов М. И. , Кочетова А. С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг: Москва: РОССПЭН (Российская политическая энциклопедия), 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.4 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.5 Шнайдер В. Г. Советская национальная политика и народы Северного Кавказа в 1940–1950-е гг.: монография: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Национальная и государственно-конфессиональная политика в СССР portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Национальная и государственно-конфессиональная политика в СССР» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий.
Самые общие, распространенные правила подготовки к семинару требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного семинарского занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на практическое занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения семинара строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.