МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Национальная и государственно-конфессиональная политика в Российской империи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 53
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 53 53 53 53
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Национальная и государственно-конфессиональная политика в Российской империи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Национальная и государственно-конфессиональная политика в Российской империи" является формирование у будущих магистров регионоведения России представления о процессе взаимоотношений между церковью и государством, рассмотрение культурной, социальной, экономической, правовой динамики церковно-государственных отношений в историческом контексте имперского периода.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.место государственно-конфессиональных отношений в Российской империи, их основные этапы развития; важнейшие категории, связанные с проблемами государственно-конфессионального и национального развития страны
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую национальные и конфессиональные процессы на территории Российской империи
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками установления причинно-следственных связей эволюции государственно-конфессиональной и национальной политики в зависимости от внутригосударственных и международных факторов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Национальные и государственно-церковные отношения.
1.1. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Особенности отношений между церковью и государством в разные периоды истории России. Основные терминологические понятия Сам. работа 1 5 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху формирования Российской империи
2.1. Церковная реформа Петра I Практические 1 6 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Церковная реформа Петра I Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в эпоху дворцовых переворотов
3.1. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Лекции 1 2 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Отношение к церкви и государству в период царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Раздел 5. Национальная и вероисповедальная политика Российской империи во второй половине XIX в.
4.1. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Практические 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Отношение государства и церкви во второй половине XIX в. Сам. работа 1 10 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Положение неправославных и нехристианских церквей в Российской Империи
5.1. Особенности правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Лекции 1 4 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Особенности социального и правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Практические 1 5 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Особенности социального и правового положения христианских неправославных церквей и нехристианских церквей в Российской Империи Сам. работа 1 9 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Национальные и государственно-конфессиональные отношения в 1917
6.1. Церковь и февральская революция в России 1917 г. Практические 1 5 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Церковь и февральская революция в России 1917 г. Сам. работа 1 9 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Экзамен 1 27 ОПК-3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуев, М. Н История России до хх века : учебник и практикум для прикладного бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1C9D3637-7127-49B6-A6AC-5126F65B5FF4.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 biblio-online.ru
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.3 Минкина О. Ю. «Сыны Рахили» : Еврейские депутаты в Российской империи. 1772—1825: Москва: Новое литературное обозрение, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История государства Российского www.rusempire.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Подготовка к лекционным занятиям включает предварительное ознакомление с методическими рекомендациями к выполнению всех видов практических заданий, прилагаемых к каждой теме курса.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный теоретический материал, обращая внимание на формулировки понятий, раскрывающих специфику и содержание государственно-конфессиональной политика и этнорелигиозных процессов в Российской империи, на выводы и практические советы преподавателя. В конспектах следует оставлять свободные поля, на которые впоследствии можно будет поместить выписки из рекомендованной литературы, дополняющие объем материала прослушанной лекции.
По окончании лекции можно задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений и дискуссионных аспектов той или иной темы, связанной со сферой конфессиональных и межэтнических отношений в имперский период. Целесообразно дорабатывать свой конспект лекции самостоятельно дома или в библиотеке, делая в нем соответствующие записи из литературы, предусмотренной учебной программой или рекомендуемой преподавателем.
2. Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, учат формулировать мысли, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает два этапа. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление краткого плана-конспекта мобилизует и повышает эффективность освоения учебной дисциплины. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к предстоящему занятию. Изучая рекомендованную для освоения темы литературу, необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его теоретическая часть. Основной объем осваивается именно в процессе самостоятельной работы. В связи с этим важно изучить рекомендуемую преподавателем литературу. Особое внимание при этом необходимо обратить на практическое применение рассматривавшихся теоретических аспектов темы. Вам следует подготовить тезисы для выступлений по вопросам, выносимым на практическое занятие, продумать примеры с целью обеспечения тесной связи теории с реальной политической жизнью.
3. Самостоятельная работа является основным средством овладения материалом дисциплины в свободное от учебных занятий время. Она может выполняться в библиотеке университета, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Содержание самостоятельной работы определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, практическими заданиями и указаниями преподавателя. Рекомендуется самим дополнить список изучаемой литературы современными публикациями, не представленными в обязательном основном списке, а в дальнейшем использовать эти материалы при написании курсовых и выпускных дипломных работ.
Самостоятельная работа может осуществляться в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных практических заданий;
 работу со справочной и методической литературой;
 работу с нормативными правовыми актами;
 защиту выполненных работ;
 участие в оперативном (текущем) опросе по отдельным темам изучаемой дисциплины, в собеседованиях, тестировании, ролевых играх, дискуссиях, круглых столах, конференциях и др.
Самостоятельная работа во внеаудиторное время может состоять из:
 изучения учебной и научной литературы в процессе подготовки к практическим занятиям;
 ознакомления с нормативными правовыми актами, в т.ч. имеющимися в электронных ресурсах сетевой базы данных;
 выполнения практических заданий;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки выполнения курсовых работ, предусмотренных учебным планом;
 выполнения выпускных квалификационных работ и др.
 самоконтроля путем ответов на вопросы практических заданий, представленных в учебно-методических рекомендациях по отдельным вопросам изучаемой темы.