МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Народы и религии Центральной Азии
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковский

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В. А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Народы и религии Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.является формирование знаний об этнической истории, культуре и религиях народов Центральной Азии от древности до периода этнографической современности, а также толерантного отношения к различных этнокультурным и этноконфессиональным процессам.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-6: способностью использовать знания общего и специфического в различных концепциях человека, развиваемых в древних, народностно-национальных и мировых религиях, а также основные парадигмы современной религиозной антропологии
ПК-2: способностью анализировать и описывать с позиции академического религиоведения феномен религиозного опыта в различных религиозных традициях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления полевых исследований по изучению истории, культуры и религии народов Центральной Азии; основные памятники истории и культуры народов Центральной Азии; историю развития религиозных представлений у народов Центральной Азии; основные принципы построения полевого исследования в области истории, культуры и религии народов Центральной Азии
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться методами научного исследования при изучении истории и религии народов Центральной Азии; критически, опираясь на научную терминологическую базу анализировать этнические процессы, религиозные представления, обряды и традиции народов Центральной Азии; самостоятельно выстраивать научно-исследовательскую работу по изучению этно-религиозного состава населения Центральной Азии от древности до современности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.представления в развёрнутом виде общих и частных закономерностей религиозного развития народов Центральной Азии, а так же обозначать их причины с позиции исторического подхода; обобщения изученного материала, полученного ранее в результате полевых исследований; планирования полевых исследований в области истории и религии народов Центральной Азии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций
1.1. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в археологии Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Источники по изучению системы мировоззрений древних и средневековых обществ Евразии Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Духовная культура первобытного общества Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Духовная культура первобытного общества Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.5. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.6. Теоретические аспекты мировоззренческих реконструкций в гуманитарном знании Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.7. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.8. Развитие религиозно-мифологических традиций в раннем железном веке Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.9. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.10. Религиозно-философские памятники как источник для реконструкции мировоззрения древнего населения Евразии Сам. работа 2 3 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.11. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.12. Религиозно-мифологические представления населения Евразии в эпоху палеометалла Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.13. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.14. Мифологические сюжеты в искусстве и культуре пазырыкского общества Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Религиозно-мифологические представления народов Ценрально-Азиатского региона
2.15. Религия и мифология скифов Причерноморья Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.16. Религия и мифология саков Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.17. Религия и мифология саков Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.18. Религия и мифология скифов Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.19. Религия и мифология скифов Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.20. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Практические 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.21. Религиозно-мифологические представления населения Хакаско-Минусинской котловины и Тувы в раннем железном век Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения
3.22. Теоретические аспекты реконструкций мировоззрения средневековых народов в кочевниковедение Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. Религиозно-мифологические представления народов Центрально-Азиатского региона
4.23. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Практические 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.24. Распространение прозелитраных религий и традиционное мировоззрение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.25. Мировоззрение тюрков Центральной и Средней Азии Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.26. Мировоззрение кыргызов и уйгуров Центральной Азии Лекции 2 1 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.27. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.28. Религиозный фактор в истории Монгольской империи Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.29. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.30. Мировоззрение монголов в эпоху средневековья Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.31. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Практические 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.32. Ритуальные сооружения народов Центральной Азии в древности и средневековье как источник для изучения мировоззренческих представлений Сам. работа 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Религиозная ситуация в Центральной Азии в период этнографической современности
5.33. Мировоззрение населения Центральной Азии а современном этапе Лекции 2 2 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.34. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Практические 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.35. Традиционная культура и мировоззрение монголов этнографической современности Сам. работа 2 4 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3
5.36. Экзамен 2 27 ОК-3, ОПК-6, ПК-2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 https://biblio-online.ru/book/3AFB46E2-A3C4-4D86-BA91-C050CFA7B401/religiovedenie
Л1.2 Ганиев Р. Т. Россия и Центральная Азия с древнейших времен и до современности: учебно-методическое пособие: Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=276036
Л1.3 Под редакцией: Большаков В.П., Иконникова С.Н. История культуры повседневности: учебное пособие: Москва: Проспект, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=443581
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья : Барнаул, Изд-во АлтГУ, 2011
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Народы и религии Евразии http://journal.asu.ru/index.php/wv
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине "Народы и религии Центральной Азии" студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).