МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые и региональные конфликты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 84 84 57 57 141 141
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рабочая программа дисциплины
Мировые и региональные конфликты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Показать сущность и значение мировых конфликтов. Охарактеризовать их влияние на содержание региональной политики. Продемонстрировать значение мировых конфликтов в современных международных отношениях, определить поиски путей минимизации их негативных последствий и выработки согласованных усилий мирового сообщества по их урегулированию

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 способностью анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование внешней политики России, выделять основные тенденции и закономерности эволюции их внешнеполитических курсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типологию мировых конфликтов, причины их возникновения, специфику их протекания; пути и способы влияния мировых конфликтов на специфику региональной политики Российской Федерации на современном этапе; специфику и содержание региональной дипломатии, уровень социальных, культурных и экономических контактов Российской Федерации со странами АТР; соотношение и взаимовлияние различных этнокультурных, этноконфессиональных процессов в области культурных и религиозных особенностей АТР; методологические основы конфликтологии применительно к современным международным отношениям; место и роль конфликтов в эволюции системы международных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать влияние экономических, политических, военных и культурных факторов на состоянии е и ход мировых конфликтов; проводить сравнительное политологическое исследование динамики мировой и региональной конфликтности; выявлять роль дипломатических, политико-психологических, социально-экономических и силовых методов в регулировании международных конфликтов; устанавливать причинно-следственную связь между явлениями культуры и политики России в историческом контексте. использовать теоретико-методологические и практические приемы при анализе конкретных конфликтных ситуаций. осуществлять сравнительно-исторический анализ международных конфликтов в рамках системного подхода.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления кратких характеристик научных изданий, освещающих специфику и динамику мировых и региональных конфликтов; методами оценки и прогнозирования региональной политики в связи с течением мировых конфликтов; навыками многофакторного анализа практики регулирования международных конфликтов; основами и базовыми навыками анализа международных ситуаций, с целью определения общих очагов напряженности в мировой и региональной политике; навыками теоретического и прикладного анализа конфликтных ситуаций в международных отношениях на глобальном и региональном уровне.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Региональные конфликты в современных международных отношениях
1.1. Особенности современных международных конфликтов. "Несостоявшиеся государства" как источник конфликтов Лекции 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в Практические 3 2 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Ближневосточный конфликт во второй половине ХХ – начале XXI в Сам. работа 3 30 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Локальные конфликты в странах Южной и Юго-Восточной Азии
2.1. Социальные, политические и экономические причины конфликтов в странах Южной и Юго-Восточной Азии Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Сепаратистские движения и роль международного сообщества в разрешении конфликтных ситуаций в Индонезии и на Филиппинах Практические 3 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Сепаратистские движения и роль международного сообщества в разрешении конфликтных ситуаций в Индонезии и на Филиппинах Сам. работа 3 28 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Международные отношения в Европе вторая половина ХХ в. – начало XXI в.
3.1. Формирование и развитие евро-атлантических структур Лекции 3 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Деятельность Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Практические 3 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Деятельность Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отношения России и ЕС. Основные институты ЕС и их характеристика Сам. работа 3 26 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Альтернативы нового мирового порядка
4.1. Будущее политического миропорядка в концепции Ф. Фукуямы Лекции 4 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.2. Концепции цивилизационного раскола мира Практические 4 6 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
4.3. Концепции цивилизационного раскола мира. Развитие международно-политической структуры с точки зрения «полярности» мира Сам. работа 4 33 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Современная Россия в мировом политическом процессе
5.1. Концепции внешней политики России рубежа ХХ-ХХI вв Лекции 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.2. Россия и современные международные кризисы Практические 4 8 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.3. Россия и современные международные кризисы. Азиатское направление внешней политики России. Ближний Восток и Россия. Политика России на постсоветском пространстве Сам. работа 4 24 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
5.4. Экзамен 4 27 ОПК-4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Н. М. Политическая конфликтология : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
Л1.2 Нигматуллина Т. А. Политическая медиация : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. А. Нигматуллина, Л. О. Терновая. — 2-е изд., испр. и доп. — : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/40152D27-6EAE-4BF9-B42D-CCB3A6BCB066.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под. Ред. А.Д. Богатурова Международные отношения в Центральной Азии. События и Документы.: М., 2011
Л2.2 Чернышов Ю.Г. Региональные конфликты и их урегулирование: учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел РФ www.mid.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Мировые и региональные конфликты» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции студентам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Так, например, лекция «Особенности современных мировых конфликтов» посвящена теоретическому и практическому освещению природы мировых конфликтов, выявлению их отличия от региональных конфликтов, оценке факторов, влияющих на длительность и динамику конфликтов.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление студентов с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание студента на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так в ходе лекции преподаватель акцентирует внимание студентов об особенностях мировых и региональных конфликтов на базе пособия Сирота Н. М. В «Политическая конфликтология». В свою очередь для понимания сущности региональной конфликтности студентам анонсируется монография Ю.Г. Чернышова «Региональные конфликты и их урегулирование» В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. Преподаватель обращает внимание студента на сайты официальных органов власти, размещающих источники, характеризующие мировую и региональную конфликтность.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание студента на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции. В свою очередь студенты должны задать возникшие в ходе лекции вопросы, обратиться за разъяснением тематики, вызвавшей затруднение при восприятии лекции.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средство обратной связи. В ходе курса «Мировые и региональные конфликты» на практических занятиях обсуждаются особенности мировых и региональных конфликтов, возникших в отдельных регионах, уделяется внимание обсуждению факторов, влиявших на процесс урегулирования конфликтов.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия студенты обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. Для этого студентам рекомендуются не только монографии, характеризующие проблемы курса, но и хрестоматии, содержащие первоисточники по теме.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, студенты преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только студента, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов студентов, а также помощь студентам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Студентам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа студента во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе студента.
Самостоятельная работа студентов наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа студента связывает две ступени процесса обучения: работу студента во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа студента предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу студента при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу студента при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа студента при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям студент не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Студенту не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу студента раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе студент должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ студента должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа студент должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, студент должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа студента при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности», предполагает анализ структуры многомерного явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явления из круга мировых или региональных конфликтов. После того, как студент осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются студентом, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы студента по курсу «Мировые и региональные конфликты» является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для студента, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы зачета и экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий студенту предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, студенту во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.