МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировая туристическая индустрия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 20 20 12 12 32 32
Сам. работа 78 78 23 23 101 101
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 72 72 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Ильин В.Н.

Рецензент(ы):
к.и.н., ст.преподаватель, Кащаева М.В.

Рабочая программа дисциплины
Мировая туристическая индустрия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов знания об основных понятиях в области туристской индустрии и развтии индустрии туризма в мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
ПК-21 способностью владеть основами социологических методов (интервью, анкетирование, наблюдение)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и содержание категории «туристическая индустрия»; историю развития туристической отрасли в мировом опыте, принципы экономического обеспечения развития туристической индустрии
3.2.Уметь:
3.2.1.формировать маркетинговый план развития туристического бизнеса в регионе, опираясь на знания развития туристической индустрии; оценивать роль государственного вмешательства в развитие туристической индустрии; организовывать исследования по оценки и перспективам развития туристической отрасли с учетом развития туристической индустрии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.междисциплинарными методами исследования и умеет применять их в анализе современной ситуации развития рынка туристической индустрии; навыком выявления перспектив развития туристической индустрии на региональном, межрегиональном и государственном уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы туристской индустрии
1.1. Туризм как система Лекции 5 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.2. Индустрия и инфраструктура туризма Лекции 5 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.3. Характеристика состояния и структуры рынка туристских услуг Практические 5 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.4. Характеристика состояния и структуры рынка туристских услуг Сам. работа 5 18 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.5. Туристские ресурсы Практические 5 6 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.6. Туристские ресурсы Сам. работа 5 20 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.7. История развития мирового и отечественного туризма Лекции 5 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.8. История развития мирового и отечественного туризма Практические 5 6 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.9. История развития мирового и отечественного туризма Сам. работа 5 20 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.10. Туризм как социально-экономическая система Практические 5 6 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
1.11. Туризм как социально-экономическая система Сам. работа 5 20 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Правовое регулирование туристской деятельности
2.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма Лекции 6 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.2. Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.3. Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма Сам. работа 6 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.4. Защита прав потребителей в туристической отрасли Лекции 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.5. Защита прав потребителей в туристической отрасли Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.6. Защита прав потребителей в туристической отрасли Сам. работа 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.7. Правила оказания услуг в туризме Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
2.8. Правила оказания услуг в туризме Сам. работа 6 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Организация транспортного обслуживания в туризме
3.1. Организация транспортного обслуживания в туризме Лекции 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
3.2. Особенности организации транспортных туров Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
3.3. Особенности организации транспортных туров Сам. работа 6 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Услуги размещения и питания в туризме
4.1. Индустрия гостепреимства Лекции 6 1 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
4.2. Организация питания на предприятиях индустрии гостеприимства Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
4.3. Организация питания на предприятиях индустрии гостеприимства Сам. работа 6 4 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Инновации в развитии туристской индустрии
5.1. Традиции и инновации в различных видах туризма Лекции 6 1 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
5.2. Интернет-технологии в туризме Практические 6 2 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
5.3. Интернет-технологии в туризме Сам. работа 6 5 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1
5.4. Экзамен 6 27 ОК-3, ПК-21 Л2.3, Л2.5, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л2.6, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скобкин, С.С. Менеджмент в туризме : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте : учебное пособие для магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Воскресенский В. Ю. Международный туризм. : Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Юнити-Дана, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114800
Л2.2 сост. Н.П. Иванова Основные сегменты индустрии туризма в России: учебно-методический комплекс Алт. ун-та, 2011
Л2.3 Рубаник А.Н., Ушаков Д.С. Технологии въездного туризма: [учеб. пособие] Ростов н/Д: Феникс, 2010
Л2.4 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
Л2.5 Чудновский А.Д., Жукова М.А. Информационные технологии управления в туризме: учеб. пособие М.: КноРус, 2007
Л2.6 Гребенникова Т.Г. Культурный туризм и музеи: учебное пособие М., Издательство "Перо", 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральное агенство по туризму РФ www.russiatourism.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии.
В процессе самостоятельной работы обучающийся должен научиться формировать маркетинговый план развития туристического бизнеса в регионах опираясь на знания развития туристической индустрии; оценивать роль государственного вмешательства в развитие туристической индустрии; организовывать исследования по оценки и перспективам развития туристической отрасли с учетом развития туристической индустрии.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Учащиеся осваивают навыки владения междисциплинарными методами исследований и умения применять их в анализе современной ситуации развития рынка туристической индустрии; навыком выявления перспектив развития туристической индустрии.
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), терминов, основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. На лекции учащиеся должны узнать сущность и содержание категории «туристическая индустрия»; историю развития туристической отрасли в мировом опыте, принципы экономического обеспечения развития туристической индустрии