Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 47.04.03. Религиоведение |
Профиль | Государственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 47_04_03_Религ-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | раскрыть различные аспекты взаимодействия науки с социокультурным контекстом, ввести основные понятия истории и методологии науки, рассмотреть внутринаучные и социальные проблемы производства и воспроизводства знания, способы функционирования научных сообществ, закономерности развития науки в современном обществе. Предусмотрено знакомство с основными концепциями и подходами в рамках истории и методологии науки |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОК-1 | способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОПК-2 | способностью использовать знание специфики онтологического, гносеологического и аксеологического аспектов религиоведческого знания, знание основных категорий религиоведческих дисциплин |
ПК-3 | способностью формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний |
ПК-4 | способностью выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования |
ПК-15 | способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современное определение науки, ее место в культуре, новые функции в решении глобальных проблем современности; идеалы и критерии научного знания; основные концепции истины; современные методологические стратегии; структуру научного знания; современное состояние научного знания и перспективы его развития; научные методы исследования; методы планирования и обработки результатов собственного исследования в области регионоведения, межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | осуществлять методологическое и организационное обоснование научных исследований в области регионоведения, межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества России; анализировать, оценивать и прогнозировать свою профессиональную и научно-исследовательскую деятельность в соответствии с требованиями современного состояния науки, культуры, и динамики межкультурного взаимодействия международного сотрудничества России |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методологией и методами научных исследований в области регионоведения, межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества России методами организации экспертно-аналитической деятельности в области регионоведения, межкультурного взаимодействия и международного сотрудничества России; навыками определения оснований создания нового знания в процессе исследования в избранной сфере подготовки; к применению универсальных и общенаучных методов на основе адекватной оценки их эвристических возможностей для достижения исследовательских задач |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
1.1. | Предмет методологии науки | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.2. | Предмет методологии науки | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.3. | Методология науки о динамике научно-теоретического познания | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.4. | Методология науки о динамике научно-теоретического познания | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.5. | Наука как социальный институт. Способы трансляции научных знаний | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.6. | Наука как социальный институт. Способы трансляции научных знаний | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Эволюция науки как смена типов рациональности | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.8. | Структурное и функциональное понятие о рациональности | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.9. | Структурное и функциональное понятие о рациональности | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.10. | Методология науки о динамике научно-теоретического познания | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.11. | Методология науки о динамике научно-теоретического познания | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.12. | Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.13. | Системно-теоретический подход к объяснению социальной реальности | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.14. | Системно-теоретический подход к объяснению социальной реальности | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.15. | Анализ науки в социокультурном контексте | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.16. | Анализ науки в социокультурном контексте | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.17. | XXI век как «общество знаний» | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.18. | XXI век как «общество знаний» | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.19. | Природа и специфика научного знания | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.20. | Природа и специфика научного знания | Сам. работа | 1 | 9 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.21. | Функции научного познания | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.22. | Функции научного познания | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.23. | Основные парадигмы исследования в социально-гуманитарном знании | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.24. | Основные парадигмы исследования в социально-гуманитарном знании | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.25. | Методы научного исследования | Лекции | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.26. | Методологические стратегии | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.27. | Методологические стратегии | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.28. | Категории науки и научного исследования | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.29. | Категории науки и научного исследования | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.30. | Аксиологические проблемы науки | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.31. | Аксиологические проблемы науки | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
1.32. | Экзамен | 1 | 27 | ОК-1, ОПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-15 | Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Письменные работы не предусмотренны |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузьменко Г.Н. | Философия и методология науки : учебник для магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2019 | https://www.biblio-online.ru/bcode/426254 |
Л1.2 | Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская | История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | biblio-online.ru |
Л1.3 | под науч. ред. Купцова В.И. | Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Павлов А.В. | Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие | -М.:Флинта, // Университетская библиотека онлайн Режим доступа: http://www.biblioclub.ru, 2010 | biblioclub.ru |
Л2.2 | отв. ред. А.П. Огурцов | Методология науки и дискурс-анализ : научное издание | М. : Институт философии РАН, 2014 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444502 |
Л2.3 | Ельчанинов В.А. | Негативная методология науки: монография | Алт. ун-та, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотека Гумер – гуманитарные науки | www.gumer.info | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Методические указания к лекционным занятиям. Лекция в системе изучения предмета «Методология науки» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в определенной предметной области. Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Так, в ходе лекции «Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука» предполагается ознакомление обучающихся с методологическими парадигмами классической, неклассической и постнеклассической науки, категориальным аппаратом, выражающим содержание знания в соответствующих научных парадигмах. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Начальный этап формирования знаия по предмету отражен в учебнике Кузьменко Г.Н. «Философия и методология науки», рекомендуемому в качестве основной литературы. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса. По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. В ходе курса «Методология науки» преподаватель может задавать вопросы обучающимся, направленные на оценку овладения магистром научным языком. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции. Методические указания к практическим занятиям Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи. Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка, который содержится в практическом задании. При подготовке практических занятий по курсу «Методология науки» магистру важно освоить предполагаемую информацию и сформулировать ответ, используя категории научного языка. Поощряется приведение примеров применения методологических конструкций на материалах собственного научного исследования. Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий. Магистру при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету. Методические указания к самостоятельной работе магистра. Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем. Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции. Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru. Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия. Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях. Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы экзамена. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения. |