МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания социально-политических дисциплин
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.04.03. Религиоведение
ПрофильГосударственно-конфессиональная политика и этнорелигиозные процессы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план47_04_03_Религ-12-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания социально-политических дисциплин

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 47.04.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1296

составлена на основании учебного плана:
47.04.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать представление о сущности, структуре и движущих силах процесса преподавания в высшей школе. Охарактеризовать принципы и методы обучния в высшей шкроле. Способствовать развитию представлений о структуре педагогической деятельности в высшей школе. Опираясь на знание принципо и методов обучения сформировать представление о формах организации учебного процесса в высшей школе. Способствовать пониманию сущнолсти и взаимосвязи педагогического проектирования и педагогической технологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОПК-9: готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы совершенствования своих профессиональных навыков, для их повышения и развития, как во время образовательного процесса, так и в ходе посещения специальных курсов; общедидактические основы методов и принципы обучения; представление об основных средствах обучения, особенностей педагогических технологий, специфике этнокультурных технологий и их месте в процессе преподавания дисциплин религиоведческого типа; способы изложения базовой религиоведческой информации в зависимости от образовательных, воспитательных и развивающих задач; специфику построения методической документации по предметам религиоведческой проблематики; критерии построения плана дискуссии с участием представителей различных конфессиональных ориентиров; принципы построения структур лекции, способы реализации принципов обучения
3.2.Уметь:
3.2.1.опираясь на дополнительную литературу постоянно совершенствовать знания в области методики преподавания и овладения новыми педагогическими технологиями; выстраивать структуру лекции, определять средства и методы обучения, осуществлять ориентированное на определенную образовательную технологию преподавание религиоведческих дисциплин; используя разнообразие структур лекции, составить план-конспект лекции по религиоведческой проблематики; осознавая задачи духовно-нравственного воспитания учащихся сформировать цикл личностно-развивающих заданий; осуществлять выбор наиболее эффективной методики обучения, реализующей принципы научности и систематичности изложения религиоведческих знаний; организовать дискуссию среди учащихся, основываясь на принципах толерантности и уважительного отношения к собеседнику; при составлении учебных материалов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью планирования способов и средств повышения квалификации; техникой воплощения различных образовательных технологий; способностью координировать цели, задачи образовательного процесса в зависимости от требуемого уровня воплощения знаний, умений навыков; алгоритмом выбора средств и методов обучения; способностью дифференцировать принципы обучения; способностью обосновывать критерии отбора методов обучения; в зависимости от типа учебного заведения правильно использовать наиболее эффективную педагогическую технологию; методикой подготовки плана конспекта лекций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Современное развитие системы высшего образования в России
1.1. Место гуманитарного образования в российском образовательном пространстве. Фундаментализация образования в высшей школе Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.2. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе Интеграционные процессы в современном образовании. Практические 2 4 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
1.3. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе Интеграционные процессы в современном образовании. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы методики преподавания в высшей школе
2.4. Структуры и движущие силы процесса обучения в высшей школе. Принципы обучения как основной ориентир преподавательской деятельности Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.5. Методы обучения в высшей школе. Основы коммуникативной культуры педагога. Педагогическая коммуникация. Формы и методы организации лекционных занятий. Практические 2 6 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Методы обучения в высшей школе. Основы коммуникативной культуры педагога. Педагогическая коммуникация. Формы и методы организации лекционных занятий. Сам. работа 2 12 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Педагогическое проектирование и педагогические технологии
3.7. Классификация технологий обучения в высшей школе. Модульное построение педагогической деятельности. Интенсификация обучения и проблемное обучение Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.8. Специфика интерактивного обучения. Эвристическое обучение Практические 2 4 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
3.9. Специфика интерактивного обучения. Эвристическое обучение Сам. работа 2 10 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Психологические особенности образовательного процесса в высшей школе
4.10. Психологические осбенности обучения студентов Лекции 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.11. Сущность педагогической технологии. Проблема повышения успеваемости. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.12. Сущность педагогической технологии. Проблема повышения успеваемости. Сам. работа 2 4 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.13. Педагогика в современных информационно-образовательных средах. Практические 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.14. Педагогика в современных информационно-образовательных средах. Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.15. Качество образования Практические 2 2 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2
4.16. Качество образования Сам. работа 2 6 ОК-1, ОПК-9 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представленн в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе : учеб.-практ. пособие:: М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A1E6B8CD-62CE-4252-BC77-27E8DE193E28.
Л1.2 Попков, В. А. Дидактика высшей школы: М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/F520F3F0-A25C-4C3C-8494-330ABA738FF4
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин: Флинта, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103816
Л2.2 Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие Питер, 2009 https://www.biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-psihologii-411105
Л2.3 Петухова Е.А. Педагогика высшей школы: учебное пособие АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/170
Л2.4 Мясникова, О. В. Чтение и понимание педагогических текстов средствами драматизации: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/916
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Лига преподавателей высшей школы http://docplayer.ru/31472202-Liga-prepodavateley-vysshey-shkoly-liga-prepodavateley-vysshey-shkoly-mezhregionalnaya-obshche
Э2 Министерство науки и высшего образования РФ https://minobrnauki.gov.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к лекционным занятиям.
Лекция в системе изучения предмета «Методика преподавания социально-политических дисциплин» представляет первую, незаменимую другими видами деятельности, ступень обучения. Посредством лекционного занятия происходит первичное ознакомление обучающихся с содержанием предмета. Во время лекции магистрам сообщается материал, не нашедший развернутого отражения в учебной литературе, а также во время лекции происходит сопряжение теоретических знаний и особенностей их практической реализации в области методики преподавания. Поэтому, в ходе чтения лекции магистрам приводятся примеры из области реализации отдельных методов образования, а также системы организации образования на современном этапе.
Одной из задач лекционного занятия является ознакомление магистров с категориальным аппаратом предмета, законами, логическими связями, раскрывающими содержание предмета. Поэтому по ходу чтения лекции лектору важно обращать внимание обучающихся на практику составления конспекта лекции, ведении глоссария к курсу. В дальнейшем конспект лекции может быть использован при подготовке к практическим занятиям и аттестации по предмету. Ввиду важности лекционного занятия в изучении предмета, лектору необходимо придерживаться соблюдения основных методических правил. В начале лекционного занятия обучающимся сообщается план, цели и задачи лекции. Поскольку посредством лекции сообщается новый учебный материал, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на изучении обязательной учебной литературы по теме, раскрывающей основное содержание предмета. Так, учебное пособие Блинова В.И. «Методика преподавания в высшей школе», содержит нреобходимую характеристику методов преподавания в высшей школе и особенности их практической реализации. В ходе первого лекционного занятия лектору необходимо освятить первостепенные источники, раскрывающие содержание курса.
По ходу реализации плана лекции лектор проверяет особенности усвоения материала, обращаясь к аудитории с вопросами, направленными на выявление специфики усвоения предмета. Поскольку отдельные темы предмета могут содержать противоречивые концептуальные оценки, лектору необходимо акцентировать внимание магистра на причинах концептуальных расхождений и подвести обучающихся к формированию непротиворечивого знания по предмету. В конце лекции лектор обязан подвести итог лекции и сформулировать выводы согласно оглашенному плану лекции.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия играют важную роль в выработке у магистров умений и навыков применения полученных знаний. Цель практических занятий состоит в углублении, расширении и демонстрации знаний, полученных в ходе лекции, а также содействии процессу выработке навыков профессиональной деятельности. Практические занятия помимо компетенций, предусмотренных планом, развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания магистров и выступают как средство обратной связи.
Практические занятия соответствуют общим идеям и направленности лекционного курса. Например, подготовка к практическому заданию «Методы обучения в высшей школе» предполагает как знакомство с рекомендованной литературой, так и практическую отработку педагогических навыков во время практического занятия. Во время подготовки практического занятия магистры обращаются к теоретическому базису, представленному конспектами лекций, а также необходимой литературой по теме занятия. Важной частью как процесса подготовки, так и процесса ведения практического занятия является отработка того практического навыка. Для построения алгоритма реализации проблемной лекции магистру предполагается отработать вариант лекции, опираясь на учебник Политологии или Истории.
Структура практического занятия предполагает вводное слово преподавателя, сообщающего цель и задачу, а также план практического занятия. Затем, магистры преступают к обсуждению основных вопросов, формулированию ответов и выполнению практического задания. Вопросы и задания построены по нарастанию сложности, поэтому ход практического занятия связан с работой не только магистра, но и его взаимодействия с преподавателем. В обязанности преподавателя входит коррекция ответов магистров, а также помощь магистрам в формулировании ответов на практические задания, нахождении правильных вариантов решений практических заданий.
Магистрам при подготовке практического занятия важно помнить, что методика работы с материалами к практическому занятию, не сводится к монотонному чтению одного источника. При подготовке практического занятия важно научиться перерабатывать материал, синтезируя и обобщая различные источники информации. Решение практического задания предполагает формулирование устного, связного и логичного ответа. Практика работы на практическом занятии должна исходить из обсуждения и устного изложения ответов. Во время практического занятия исключается монотонное чтение материалов, близко подходящих к теме занятия. Работа магистра во время практического занятия в случае систематичности и правильности ответов учитывается во время аттестации по предмету.

Методические указания к самостоятельной работе магистра.

Самостоятельная работа магистров наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа магистра связывает две ступени процесса обучения: работу магистра во время лекции и процесс подготовки практического занятия. Самостоятельная работа магистра предназначена не только для отработки заданий, но и для формирования самостоятельного навыка работы в целом. В современной образовательной парадигме специалист должен обладать опытом творческой и исследовательской деятельности, направленной на решение новых проблем.
Практика изучения предмета предполагает два вида самостоятельной работы: самостоятельную работу магистра при подготовке практического занятия, а также самостоятельную работу магистра при подготовке к аттестации по предмету. Самостоятельная работа магистра при подготовке практического занятия связана с исследованием необходимого объема обязательной и дополнительной литературы по теме. Начать подготовку занятия целесообразно с чтения конспекта лекции по соответствующей тематике и выполнении рекомендаций данных на лекции.
Формирование творческого навыка, а также получение углубленных знаний по отдельным темам предмета предполагает самостоятельный поиск литературы. Важно помнить, что формированию требуемых компетенций, выполнению заданий соответствует не всякий поиск информации. Так, например, при подготовке к практическим занятиям магистр не должен использовать данные из интернета, приблизительно подходящие по названию (т. е. информацию из википедии, студопедии и им подобных ресурсов). Поощряется поиск информации из ресурсов, научность и содержательная состоятельность которых не вызывает сомнения. Такими ресурсами являются: научная электронная библиотека «Киберленинка» - cyberleninka.ru, а также научная электронная библиотека «Elibrary» - elibrary.ru.
Самостоятельный поиск информации может и должен быть сопряжен с использованием возможностей электронных библиотечных систем, расположенных на сайте научной библиотеки АлтГУ: «Университетская библиотека online», «Юрайт», «издательства Лань». Магистру не стоит избегать обращения и к традиционным способам поиска информации — посещению библиотек: библиотеки АлтГУ, а также Алтайской краевой научной библиотеки им. В.Я. Шишкова. Поиск информации в структуре самостоятельной работы представляет собой начальный этап подготовки практического занятия. Самостоятельную работу магистра раскрывает второй этап — формирование ответа на вопрос практического занятия. Методика формирования ответа связана не только с чтением и конспектированием литературы по теме. Завершающим этапом работы над вопросом практического занятия является формулирование ответа по теме вопроса. На данном этапе магистр должен проанализировать полученную из источников информацию. Ответ магистра должен соответствовать следующим принципам: целостности, содержательности, логичности, презентабельности. Поскольку вопросы практического занятия сформулированы дискуссионно, то при формулировании ответа магистр должен изложить как фактическое содержание ответа, так и высказать собственное суждение, сформированное по результатам анализа источников и литературы. Принцип презентабельности ответа предполагает свободное, с минимальной опорой на конспект, владение материалом ответа, а это означает, что в процессе самостоятельной работы ответ должен быть оформлен, магистр должен свободно произносить ответ, быть готовым ответить на вопрос преподавателя и других участников практического занятия.
Практическое задание, выполняемое в ходе занятия, предполагает сходную методику подготовки. Самостоятельная работа магистра при решении практического задания связана с осознанием специфики той аналитической процедуры, которая указана в задании. Так, задание «опишите» предполагает выявление основных признаков, характеризующих явление, маркирующихся в качестве значимых и существенных для данного явления. Выделенные в ходе анализа признаки должны быть изложены последовательно и системно. Задание «охарактеризуйте» предполагает анализ и синтез информации о явлении, формулируемый из различных источников, изученных заранее. Задание «выявите особенности» предполагает анализ структуры многомерного социального явления и определение значимых характеристик, четко выделяющих данное явление из круга аналогичных. После того, как магистр осмыслил суть задания необходимо обратиться к источникам информации и сформулировать ответ на вопрос задания. Подобная методика соответствует как заданию, решаемому во время практического занятия, так и заданию, решаемому во время аттестации по предмету, с тем различием, что для контрольного задания источники информации не избираются магистром, объем необходимой информации им уже изучен на лекционных и практических занятиях.
Завершающим этапом самостоятельной работы магистра по курсу является подготовка к аттестации. Данный этап не представляется трудным для магистра, посещающего лекционные и практические занятия, поскольку содержанием самостоятельной работы является процедура поиска ответов на вопросы зачета. В случае не посещения аудиторных занятий магистру предстоит работа с источниками информации, которые преподаватель определяет как основные. При подготовке ответов на вопросы необходимо помнить, что ответ должен быть четким, содержательным, но при этом не сводиться к докладу. Поэтому, магистру во время самостоятельной работы необходимо сформулировать подобный ответ, а затем прибегнуть к практике его повторения.