МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менталитет и культура народов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., ст. преподаватель, К.А. Тишкина

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Менталитет и культура народов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Знакомство учащихся с историей формирования этнического многообразия Российского государства, а так же с религиозными особенностями этнических меньшинств проживающих на территории РФ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира
ПК-9 способностью и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этнические и этнопсихологические особенности основных групп этносов, проживающих на территории РФ, с целью применения в практике научной деятельности дифференцированного подхода к изучению проблем менталитета народов РФ;
методику проведения социологических опросов, выявляющих основные фундаментальные черты поведения представителей определенной национальности.
3.2.Уметь:
3.2.1.составлять обобщения относительно зависимости формирования менталитета народов России от этнических, конфессиональных факторов с целью использования данной информации при написании научных статей;
применять интерпретативные методики фольклорной повествовательной традиции, а также отдельных вероучительных текстов для анализа характера и уровня религиозности, а также особенности проявления этнопсихологических факторов в формировании мировоззрения народов России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками составления информационно-аналитических заключений, отражающих динамику этнических и конфессиональных процессов в регионах РФ;
навыками структурирования научного текста, отражающего специфику формирования менталитета этнических и конфессиональных общностей на территории РФ;
эмпирических исследований в этнической и конфессиональной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия этнографической науки
1.1. Понятие менталитет (национальные особенности) Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Анализ межконфессиональной и межнациональной напряженности (Шкала интолерантности к неопределенности (Баднер) Сам. работа 1 7 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Анализ межконфессиональной и межнациональной напряженности (Шкала интолерантности к неопределенности (Баднер) Практические 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Народы Кавказа и их религиозная идентичность
2.1. Народы Северного Кавказа и их религиозная идентичность Сам. работа 1 8 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.2. Народы Северного Кавказа и их религиозная идентичность Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.3. История формирования этнического ландшафта народов Дагестана Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. История формирования этнического ландшафта народов Дагестана Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.5. Народы Южного Кавказа и их религиозная идентичность Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.6. Народы Южного Кавказа и их религиозная идентичность Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. История формирования и культурного развития народов Поволжья
3.1. Формирование этнического ландшафта Поволжья Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.2. Этнодемографические процессы и антропологическиий облик народов Поволжья Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.3. Культура и быт народов Поволжья Сам. работа 1 14 ОПК-5 Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
3.4. Культура и быт народов Поволжья Практические 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Народы и религии народов Уральского региона
4.1. Этнографическая история Уральского региона Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.2. Материальная и духовная культура народов Урала Сам. работа 1 14 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
4.3. Материальная и духовная культура народов Урала Практические 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 5. Народы и религии Севера
5.1. Духовная культура коренных народов Севера Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.2. Духовная культура коренных народов Севера Практические 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.3. Культура и быт русских поселенцев Сам. работа 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
5.4. Культура и быт русских поселенцев Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
Раздел 6. Проблемы этнической истории народов Восточной Сибири и Дальнего Востока
6.1. Основные этапы истории автохтонных народов Восточной Сибири и Дальнего Востока Лекции 1 2 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.2. Культура и быт автохтонного населения Восточной Сибири и Дальнего Востока Сам. работа 1 6 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.3. Культура и быт автохтонного населения Восточной Сибири и Дальнего Востока Практические 1 4 ОПК-5 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3
6.4. Экзамен 1 27 ОПК-5 Л2.2, Л2.4, Л2.1, Л2.5, Л2.3, Л1.4, Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мнацаканян М. О. Нации и национализм : Социология и психология национальной жизни: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Научная школа: Пятигорский государственный университет , 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ответственный редактор: Немыченков В.И. Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: научное издание: Санкт-Петербург: Алетейя, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Л. С. Васильева Этикет народов Востока. Нормативная традиция, ритуал, обычаи: М.: Восточная литература, 2011
Л2.2 Тавадов Г.Т. Этнология: Учебник М.: Дашков и Ко //ЭБС "Университетаская библиотека он-лайн", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453940
Л2.3 Гребенникова Т.Г., Глазунов Д.А., Анисимова И.В. Введение в регионоведение: Учебное пособие Барнаул: изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.4 отв. ред. Н. Х. Спицына, Н. А. Лейбова Антропология башкир: СПб., Алатея, 2011
Л2.5 А.А. Пронин Культурология в вопросах и ответах : М.: Берлин: Директ-Медиа, - // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине «Мен» составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. В рамках данного курса они проводятся в виде: вводной лекции (дается целостное представление об учебном предмете) и лекции-информации (ведется изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию). Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю.
Практические занятия - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практические занятия проводятся в форме тематических занятий. Тематическое занятие включает вступительную часть, заслушивание доклада (сообщения) и его обсуждение, обсуждение вопросов семинара, формулирование кратких выводов по вопросам, заключительную часть.
Самые общие, распространенные правила подготовки к занятию требуют от студента: изучить рекомендованные источники; сделать краткие выписки; продумать ответы по вопросам темы данного практического занятия; быть готовым к дискуссии по спорным вопросам, вынесенным на практическое занятие; при необходимости следует подготовить информационное сообщение. Работа в ходе проведения занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных на занятии вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Темы докладов указаны в плане занятия. На обсуждения каждого доклада выделяется 10 минут, в рамках которых студент должен показать свои знания и правила ведения научной дискуссии. В рамках подготовки к докладу студент расширяет свой понятийный аппарат, выделяет проблемное поле дискуссии.