МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология религии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, В.В. Останин;преподаватель, Н.С. Дворянчикова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
Антропология религии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.познакомить студетов с важнейшими теоретическими и меодологическим проблемами антропологии религи, как одного из основных направлений религиоведения

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 способностью пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях базовыми знаниями в области антропологии религии
ПК-22 способностью интерпретировать и представлять в ясной форме содержание и специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные принципы развития исследовательской работы религиозной антропологии; базовые категории антропологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; специфические особенности религиозного комплекса с позиции антропологии религии.
3.2.Уметь:
3.2.1.раскрывать специфику и сущность антропологии религии; объяснить базовые категории антропологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в средней школ; интерпретировать и ясно представлять эти особенности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.антропологическими методами исследования религии; способами преподавания базовых категорий антропологии религии в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин; методами интерпретации и понимания религиозного комплекса с позиции антропологии религии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1 Предмет, методология и основные направления религиозной антропологии
1.1. Предмет и классификация религиозной антропологии Лекции 6 1 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Предмет и классификация религиозной антропологии Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Предмет и классификация религиозной антропологии Сам. работа 6 12 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Лекции 6 1 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Специфика религиозной антропологии в общем контексте антропологического знания Сам. работа 6 12 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Раздел 2. Вариативные представления о человеке в мировых религиях и религиозной философии
2.1. Религиозная антропология Древнего мира Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Религиозная антропология Древнего мира Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Религиозная антропология Древнего мира Сам. работа 6 12 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Ведическая антропология Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Ведическая антропология Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Ведическая антропология Сам. работа 6 10 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Буддийская антропология Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Буддийская антропология Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Буддийская антропология Сам. работа 6 5 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Христианская антропология Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Христианская антропология Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Христианская антропология Сам. работа 6 6 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Исламская антропология Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Исламская антропология Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.15. Исламская антропология Сам. работа 6 11 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.16. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.17. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.18. Философский образ «человека религиозного» в феноменологии и экзистенциализме Сам. работа 6 5 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.19. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Лекции 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.20. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Практические 6 2 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.21. Проекты религиозной антропологии в русской религиозно-философской мысли Сам. работа 6 10 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.22. Экзамен 6 27 ПК-8, ПК-22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предполагаются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. М. Сторчак, Е. С. Элбакян Социология религии: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/85CD0291-FEB7-411A-9BAC-AAD33B9DC129.
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум для академического бакалавриата Научная школа: Русская христианская гуманитарная академия (г. Санкт-Петербург)., 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гриненко Г.В. История философии: Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2012 www.biblio-online.ru
Л2.2 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научно-богословский портал bogoslov.ru
Э2 Энциклопедия philosophy.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Формальной характеристикой является то, что студент обязан не только посещать занятия, но и конспектировать тот теоретический лекционный материал, который преподаватель дает под запись. Наличие конспекта – одно из требований к получению положительной оценки на экзамене. Лекции по курсу «Антропология религии» выстроены по типологическому принципу, и потому студент обязан знать представления о человеке, сложившиеся в классических религиях (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.), начиная с древнейших времен и по настоящее время. Также обучающийся должен быть способным изложить метафизические, социальные и телеологические характеристики человека как объекта рассмотрения в различных религиозных системах.
На практических занятиях студент обязан быть способным лично критически оценивать содержание излагаемого им материала, подчеркивая достоинства, либо возможные недостатки тех или иных антропологических учений в различных религиозных направлениях и у различных религиозных мыслителей. Умение анализировать перспективы разных систем религиозной антропологии в современных исторических, политических и экономических условиях также является критерием успешного практического освоения материала.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен овладеть навыками выражения своей личной мировоззренческой позиции в отношении излагаемого им материала по дисциплине «Антропология религии». Способность студента оценивать как историческую роль антропологии религии, так и роль антропологии религии в современном мировом пространстве и Российской Федерации, в частности, представляет собой важный критерий оценки степени овладения им изучаемой дисциплины.