МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Алтай в трансграничном пространстве Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 51
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 51 51 51 51
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Алтай в трансграничном пространстве Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.рассмотреть развитие народов Большого Алтая в исторической ретроспективе и современное состояние изучаемых регионов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью проявлять гражданскую позицию, активно участвовать в выработке социально значимых политических решений
ОПК-5 способностью учитывать в практической и исследовательской деятельности этнокультурные, этноконфессиональные и этнопсихологические параметры, определяющие менталитет населения Российской Федерации и различных регионов мира
ПК-7 способностью представить особенности развития Российской Федерации в обобщенном виде на русском и иностранных языках, умение создать позитивный имидж региона при публичном выступлении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.административно-политическую карту территории Алтая; исторические корни развития культурных традиций народов Большого Алтая; основные принципы и методы публичных выступлений
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать социально значимые программы с учетом специфических характеристик геополитического положения Алтая; критически оценивать различные виды источников для формирования собственной позиции на проблемы культурного развития народов Алтая; уметь выявлять особенности развития Алтая, как трансграничного региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыком проявления гражданской позиции с привлечением международного законодательства с государствами входящими в территорию Большого Алтая; навыком организации научно-исследовательской деятельности в инокультурной среде с учетом менталитета народов Алтая; принципами формирования позитивного имиджа Алтая, как трансграничного региона в рамках публичных выступлений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Специфика геополитической ситуации в регионах Большого Алтая
1.1. Константы географического и геополитического положения региона Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.2. Демографические показатели и конфессиональный состав народов, заселяющих регион Большого Алтая Практические 1 6 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
1.3. Демографические показатели и конфессиональный состав народов, заселяющих регион Большого Алтая Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 2. Проблема политического имиджа
2.1. Система властных связей и отношений и её влияние на имидж регионов Большого Алтая Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.2. Внутриполитическая составляющая имиджа региона Практические 1 6 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
2.3. Внутриполитическая составляющая имиджа региона Сам. работа 1 12 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 3. Международный имидж регионов Большого Алтая
3.1. Специфика туристических ресурсов региона Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.2. Геополитические факторы и их влияние на имидж регионов, входящих в Большой Алтай Практические 1 6 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
3.3. Геополитические факторы и их влияние на имидж регионов, входящих в Большой Алтай Сам. работа 1 18 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
Раздел 4. Большой Алтай: проблемы и перспективы развития
4.1. Имидж Большого Алтая как важный инструмент международного позиционирования Лекции 1 2 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
4.2. Имидж Алтая: проблемы позиционирования и конструирования имиджа Практические 1 4 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
4.3. Имидж Алтая: проблемы позиционирования и конструирования имиджа Сам. работа 1 9 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2
4.4. Экзамен 1 27 ОК-4, ОПК-5, ПК-7 Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Каледина Н.В., Михеевой Н.М. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Михайленко Е.Б. Регионалистика. Классические и современные подходы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 под ред. Каледина Н.В., Михеевой Н.М. География мира в 3 т. Том 1. Политическая география и геополитика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.4 под общ. ред. Вишнякова Я.Д. Экономическая география: учебник и практикум для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/39DDAE75-7A57-4FF9-B650-B62191412B59
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт международного кординационного совета "Наш общий дом-Алтай" www.altaiinter.info
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.