Закреплена за кафедрой | Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений |
---|---|
Направление подготовки | 41.04.02. Регионоведение России |
Профиль | Региональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 41_04_02_РР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 52 | 52 | 52 | 52 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России, Выявление особенностей социально-политической системы современной России, раскрытие сложной, многомерной системной сущности социально-политических процессов, их общественно - политической природы и детерминирующих взаимосвязей |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-3 | способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | исторические условия развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | соотносить тенденции развития экономической системы Российской Федерации с региональными подсистемами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки тенденций развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства | ||||||
1.1. | Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Гражданское общество как условие функционирования государства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Социокультурное регионоведение | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Социокультурное регионоведение | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов | ||||||
2.1. | Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Социально-политическая система региона | Практические | 3 | 4 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Социально-политическая система региона | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики | ||||||
3.1. | Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Макро и микро социальные характеристики региона | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Макро и микро социальные характеристики региона | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России | ||||||
4.1. | Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
4.2. | Научно-исследовательская парадигма регионоведения | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
4.3. | Научно-исследовательская парадигма регионоведения | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации | ||||||
5.1. | Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны | Лекции | 3 | 1 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.2. | Информационные базы регионоведения и их специфика | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.3. | Информационные базы регионоведения и их специфика | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 6. Избирательные системы современной России | ||||||
6.1. | Специфика этнокультурной ситуации в регионе | Практические | 3 | 2 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
6.2. | Специфика этнокультурной ситуации в регионе | Сам. работа | 3 | 8 | ОПК-3 | Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представлены в Фонде оценочных средств |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств представленн в приложении. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Худоренко Е.А. | Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: учебник для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/DC12BE84-290E-4798-9E57-342F1E853AD9. |
Л1.2 | Сидорович А.В. | Национальная экономика : | М. : Издательство Юрайт,, 2018 | www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F649103 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Семенов В.А. | Социально-экономическое развитие современной России: | Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Моисеев В.В | Актуальные проблемы России: | Москва: Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Маслихина В.Ю. | Пространственное неравенство в России : социально-экономический ракурс: | Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.4 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока | www.komitet2-1.km.duma.gov.ru | ||
Э2 | Министерство экономического развития Российской Федерации | government.ru | ||
Э3 | Государственный Совет при президенте РФ | kremlin.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Лекционные занятия Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы: 1. формулировку темы лекции; 2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение; 3. изложение вводной части; 4. изложение основной части лекции; 5. краткие выводы по каждому из вопросов; 6. заключение; 7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам. Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность. Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными. Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле. Самостоятельная работа студента Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя: - изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет"; - изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации; Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально. Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации. В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет. |