МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные социально-экономические проблемы регионоведения России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.04.02. Регионоведение России
ПрофильРегиональное управление, межкультурное взаимодействие и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план41_04_02_РР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
к.и.н. , ст.преподаватель, М.В. Кащаева

Рабочая программа дисциплины
Актуальные социально-экономические проблемы регионоведения России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования магистратура, по направлению подготовки 41.04.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. №1301

составлена на основании учебного плана:
41.04.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России, Выявление особенностей социально-политической системы современной России, раскрытие сложной, многомерной системной сущности социально-политических процессов, их общественно - политической природы и детерминирующих взаимосвязей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические условия развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России
3.2.Уметь:
3.2.1.соотносить тенденции развития экономической системы Российской Федерации с региональными подсистемами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками оценки тенденций развития Российской Федерации с основными этапами эволюции глобальной системы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Гражданское общество как условие функционирования государства. Основные модели макроэкономического развития государства. Неоинституциональное государственное управление Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Социокультурное регионоведение Практические 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Социокультурное регионоведение Сам. работа 3 8 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Определение и типология социальных процессов. Системный анализ социальных процессов
2.1. Типы социальных процессов. Проблема взаимосвязи разноуровневых процессов в обществе. Макроэффекты микрособытий. Управляемые и неуправляемые социальные процессы. Проблемы социальной инженерии Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Социально-политическая система региона Практические 3 4 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Социально-политическая система региона Сам. работа 3 8 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Особенности и традиции Российской государственной политики
3.1. Национальная идея и политическая идеология как основа единой государственной политики Лекции 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Макро и микро социальные характеристики региона Практические 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Макро и микро социальные характеристики региона Сам. работа 3 8 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика. Реформирование экономики. Финансовая и денежная политика. Государственная научная и промышленная политика. Аграрная политика. Социальная политика Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Научно-исследовательская парадигма регионоведения Практические 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Научно-исследовательская парадигма регионоведения Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Показатели качества жизни. Экологическое благополучие. Ежегодное послание Президента. Доктрины, концепции и приоритеты по различным направлениям развития страны Лекции 3 1 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Информационные базы регионоведения и их специфика Практические 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.3. Информационные базы регионоведения и их специфика Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 6. Избирательные системы современной России
6.1. Специфика этнокультурной ситуации в регионе Практические 3 2 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
6.2. Специфика этнокультурной ситуации в регионе Сам. работа 3 8 ОПК-3 Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Худоренко Е.А. Мировая экономика и международные экономические отношения в схемах и таблицах: учебник для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC12BE84-290E-4798-9E57-342F1E853AD9.
Л1.2 Сидорович А.В. Национальная экономика : М. : Издательство Юрайт,, 2018 www.biblio-online.ru/book/2ACD9ABF-941F-4CE7-9DFB-EBCA4F649103
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Семенов В.А. Социально-экономическое развитие современной России: Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Моисеев В.В Актуальные проблемы России: Москва: Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Маслихина В.Ю. Пространственное неравенство в России : социально-экономический ракурс: Йошкар-Ола: ПГТУ, 2018 biblioclub.ru
Л2.4 Отв. ред. В.Д. Перевалов Политология : учебник М.: Норма; Инфра-М, 2013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока www.komitet2-1.km.duma.gov.ru
Э2 Министерство экономического развития Российской Федерации government.ru
Э3 Государственный Совет при президенте РФ kremlin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.