МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политическое управление

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 62
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильПолитическое управление и PR
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_ПУ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Политическое управление

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 41.04.04 Политология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 62

Протокол от 17.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Шашкова Я.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Политическое управление» выступает знакомство студентов с теорией и практикой политического и государственного управления и формирование навыков их практического применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ОПК-6 Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения по профилю деятельности
ПК-1 Способен организовывать и координировать проведение политических кампаний различного формата, организовывать управленческие процессы и разрабатывать политико-управленческие решения в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы политического и государственного управления; уровни принятия решений, содержание и формы политических технологий; методологические основания принятия политических решений; методы и ценностные аспекты политического и государственного управления; структуру и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в законодательных органах государственной власти РФ; влияние социального, профессионального, партийного состава на законотворческий процесс; сущность принятия административных решений в аппарате исполнительной власти в РФ; сущность электронного правительства
3.2.Уметь:
3.2.1.просчитывать последствия принятия/не принятия управленческих решений, оценивая их с позиций социальной и этической ответственности управленца; использовать методологические основания принятия политических решений для постановки управленческих целей и выбора оптимальных путей и методов их достижения; учитывать ценностные аспекты политического и государственного управления в постановке и достижении поставленных целей; разрабатывать политико-управленческое решение в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью просчитывать последствия принятия/не принятия управленческих решений, оценивая их с позиций социальной и этической ответственности управленца; способностью применения методологических оснований принятия политических решений для постановки управленческих целей и выбора оптимальных путей и методов их достижения; учитывать ценностные аспекты политического и государственного управления в постановке и достижении поставленных целей; способностью разрабатывать политико-управленческое решение в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическое управление
1.1. Политическое управление: понятие, содержание Лекции 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2
1.2. Политическое управление: понятие, содержание Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л2.2
1.3. Методы политического управления Лекции 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.3
1.4. Методы политического управления Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Государственное управление
2.1. Государственное управление: понятие, содержание Практические 2 2 ОПК-6 Л1.2, Л2.3
2.2. Государственное управление: понятие, содержание Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л1.2, Л2.3
2.3. Методы государственного управления. Практические 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.3, Л2.2
2.4. Методы государственного управления. Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л2.1, Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Политико-управленческие процессы и технологии
3.1. Ценностные аспекты политического и государственного управления. Постановка целей профессиональной деятельности и выбор оптимальных путей и методов их достижения Практические 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Ценностные аспекты политического и государственного управления. Постановка целей профессиональной деятельности и выбор оптимальных путей и методов их достижения Сам. работа 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Уровни принятия государственных решений. Последствия принятия/не принятия управленческих решений, оценивая их с позиций социальной и этической ответственности управленца Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Уровни принятия государственных решений. Последствия принятия/не принятия управленческих решений, оценивая их с позиций социальной и этической ответственности управленца Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.5. Методологические основания принятия политических решений Практические 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Методологические основания принятия политических решений Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Инкременталистская модель принятия решений (Ч. Линдблом) Практические 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Инкременталистская модель принятия решений (Ч. Линдблом) Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Теория рационального выбора: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Практические 2 2 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Теория рационального выбора: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Структура и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в законодательных органах государственной власти РФ. Разработка политико-управленческих решений в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Структура и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в законодательных органах государственной власти РФ. Разработка политико-управленческих решений в органах власти, в аппарате политических партий и общественно-политических объединений, международных организаций, органах местного самоуправления Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Влияние социального, профессионального, партийного состава на законотворческий процесс Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Влияние социального, профессионального, партийного состава на законотворческий процесс Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Принятие административных решений в аппарате исполнительной власти в РФ Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Принятие административных решений в аппарате исполнительной власти в РФ Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Электронное правительство: теория и практика Практические 2 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.18. Электронное правительство: теория и практика Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.19. Содержание и формы политических технологий Практические 2 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.20. Содержание и формы политических технологий Сам. работа 2 3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.21. Итоговые вопросы Экзамен 2 27 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС находится в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавокин, Евгений Петрович Политическое управление: учебное пособие: Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", , 2019 znanium.com
Л1.2 Меньшикова, Галина Александровна Основы государственного и муниципального управления. агенты и технологии принятия политических решений: Учебник и практикум/ Меньшикова Г.А. - под ред.-: М : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Голубков, Евгений Петрович Методы принятия управленческих решений в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум/ Голубков Е.П.- 3-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорина, Галина Вениаминовна Основы принятия решений: учеб. пособие для гуманит. вузов/ Г. В. Сорина: М. : Экономистъ, 2006 14 экземпляров
Л2.2 Юкаева, Валентина Семеновна Принятие управленческих решений: учебник/ В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Мухаев, Рашид Тазитдинович Система государственного и муниципального управления в 2 т. том 1: Учебник/ Мухаев Р.Т.- 3-е изд.- : М : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭБС Юрайт www.biblioclub.ru
Э4 Государственная Дума Федерального Собрания РФ duma.gov.ru
Э5 Совет Федерации Федерального Собрания РФ council.gov.ru
Э6 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
Э7 Законодательное Собрание Красноярского края www.sobranie.info
Э8 Киреева О.С. Политическое управление portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическое управление» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к политическому и государственному управлению. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическое управление» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению политико-управленческих ппроцессов и технологий. При их изучении магистранты должны четко ответить на вопросы: «Каковы ценностные аспекты политического и государственного управления», что во многом позволит сформулировать цели профессиональной деятельности, а знание методов политического и государственного управления позволит выбрать оптимальные пути и методы их достижения. Отсюда также внимание необходимо обратить на уровни, методологические основы принятия политических решений, а также на структуру и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в органах законодательной и исполнительной власти. Что в итоге позволит создать необходимую теоретическую основу для участия в организации управленческих процессов и разработке политико-управленческих решений в органах власти, в аппарате политических партий и т.п.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам политического и государственного управления, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Необходимо обратить внимание на сайты региональных органов власти, которые позволяют смоделировать процесс принятия политических решений в локальных кейсах.