МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика, межрегиональное и международное сотрудничество России
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_РР-3-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 432
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
курсовая работа: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 16 20 17,5 17 17,5 15 14 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 16 16
Практические 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 16 128 128
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 54 432 432
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 576 576

Программу составил(и):
д.и.н., профессор, П.К. Дашковскй;к.и.н., ст.преподаватель, М.В. Кащаева;к.и.н, доцент, Е.А. Шершнева

Рецензент(ы):
д.и.н. , профессор , В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 декабря 2015 г. №1415

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является опознакомление студентов с широким спектром научного инструментария, применяемого в современных регионоведческих и религиоведческих исследованиях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью использовать в региональных исследованиях базовые знания в области теории регионоведения и международных отношений, всеобщей и отечественной истории, географии, экономики, права, культуры и литературы региона
ОПК-10 способностью самостоятельно интерпретировать и давать обоснованную оценку различным научным интерпретациям региональных событий, явлений и концепций в национальном, межрегиональном и глобальном контекстах
ОПК-13 способность систематизировать социокультурную информацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные общенаучные и специальные методы применяемые в региональных исследованиях; основные критерии структурирования научного исследования; принципы структурирования социокультурной информации о развитии регионов
3.2.Уметь:
3.2.1.применять специальные методы научного исследования при изучении проблем регоноведческого характера; представлять в ясной форме различные региональные концепции; систематизировать информацию по социально- культурному развитию регионов применяя проблемно-хронлогический принцип
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки практического применения методик научного анализа проблем регионоведческого характера; навыком обоснованного оценивания научных парадигм региноведческого характера; навыком оформления систематизированной информации по проблеме развития регионов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды учебной и научной деятельности
1.1. Основыные виды и критерии наудчных работ Лекции 1 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.2. Методология и методика научного познания Практические 1 4 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.3. Методология и методика научного познания Сам. работа 1 20 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.4. Методология познания в социальных науках Практические 1 6 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.5. Методология познания в социальных науках Сам. работа 1 16 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.6. Структура и уровни научного исследования Практические 1 6 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
1.7. Структура и уровни научного исследования Сам. работа 1 18 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 2. Теоретико–логические основания научной деятельности
2.1. Определение проблемы научного исследования Лекции 2 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
2.2. Характеристика научной новизны исследования Практические 2 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
2.3. Характеристика научной новизны исследования Сам. работа 2 26 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
2.4. Проблема актуальности научного исследования Практические 2 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
2.5. Проблема актуальности научного исследования Сам. работа 2 28 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 3. Разработка концептуальных элементов исследования
3.1. Определение предмета и объекта исследования Лекции 3 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
3.2. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Практические 3 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
3.3. Определение территориальных и хронологических рамок исследования Сам. работа 3 26 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
3.4. Цели и задачи научного исследования Практические 3 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
3.5. Цели и задачи научного исследования Сам. работа 3 28 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 4. Виды источников и принципы их анализа
4.1. Понятие источника в научном исследовании. Виды источников Лекции 4 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
4.2. Законодательство о свободы совести как источник научного познания Практические 4 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
4.3. Законодательство о свободы совести как источник научного познания Сам. работа 4 24 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
4.4. Статистический материал как источник Практические 4 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
4.5. Статистический материал как источник Сам. работа 4 30 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 5. Источнико – информационная основа исследования
5.1. Формирование источниковой базы исследования Лекции 5 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
5.2. Принципы историографической работы Практические 5 16 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
5.3. Принципы историографической работы Сам. работа 5 54 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 6. Методологическая парадигма научного исследования
6.1. Теоретическое осмысление методологии научного исследования Лекции 6 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
6.2. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Практические 6 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
6.3. Методология социо-гуманитарного знания в XX веке Сам. работа 6 28 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
6.4. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Практические 6 8 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
6.5. Бихевиоральный подход в исследовании социальных явлений Сам. работа 6 26 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 7. Проблемы построения научного диалога
7.1. Критерии ведения научной полемики Лекции 7 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
7.2. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Практические 7 10 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
7.3. Научная дискуссия, как один из приемов риторики Сам. работа 7 40 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
7.4. Научная этика Практические 7 6 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
7.5. Научная этика Сам. работа 7 14 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
Раздел 8. Наука в современном обществе
8.1. Критерии научности в современном мире Лекции 8 2 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
8.2. Социальная функция науки в современном обществе Практические 8 4 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
8.3. Социальная функция науки в современном обществе Сам. работа 8 12 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
8.4. Актуальные проблемы современной науки Практические 8 12 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6
8.5. Актуальные проблемы современной науки Сам. работа 8 42 ОПК-5, ОПК-10, ОПК-13 Л2.5, Л2.7, Л2.1, Л2.4, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л1.3, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
представлены в фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы курсовых работ:
1. Национальная политика в Российской империи.
2. Национальная политика в СССР.
3. Национальная политика в РФ.
4. История научного изучения региона (Сибири) в разные исторические периоды.
5. История кочевых империй в Сибири и Центральной Азии.
6. История средневековых государств Южной Сибири и Центральной Азии.
7. История системы управления в Сибири в XVIII–XX вв.
8. История региона (конкретный период).
9. Особенности национальной политики в регионе (на конкретном примере).
10. История формирования и развития национальных диаспор в России (на конкретном регионе).
11. Национальный фактор в развитии региона (на конкретном примере).
12. История государственно-конфессиональных отношений в России.
13. Туристические ресурсы России.
14. Туристические ресурсы Сибири.
15. Туристические ресурсы Алтая.
16. Анализ туристического рынка России.
17. Охрана памятников истории и культуры России (исторический и законодательный аспект).
18. История развития туристического бизнеса в России.
19. Роль культурно-исторического наследия в формировании имиджа региона (на конкретном примере).
20. Анализ формирования имиджа города (региона) России.
21. Общественные организации Алтая.
22. Город в истории России.
23. Город и деревня в современной России.
24. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
25. Организация местной власти в советский период в СССР.
26. Этапы становления и развития местного самоуправления в России.
27. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
28. Организационные основы местного самоуправления.
29. Муниципальные системы зарубежных стран.
30. Государственное регулирование местного самоуправления.
31. Разделение функций и полномочий органов власти местного самоуправления и государства.
32. Правовое регулирование муниципальных отношений.
33. Правовые условия формирования благоприятной инвестиционной среды в муниципальных образованиях.
34. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе.
35. Правовая основа и понятие субъектов местного самоуправления в Российской Федерации.
36. Региональные социально-экономические различия в современной России.
37. Особенности государственного управления в Российской империи XVIII в. (коллежский период).
38. Особенности государственного управления в Российской империи XIX – начало XX в. (министерский период).
39. Государственное управление в CCCР.
40. Политико-правовой статус российских регионов.
41. Современная региональная политика в Российской Федерации.
42. Региональная социальная политика в РФ.
43. Региональная экологическая политика в РФ.
44. Территориальное устройство Российского государства: история и современность.
45. Региональная и национальная безопасность в РФ. (Законодательная база механизма обеспечения национальной безопасности РФ. Элементы и средства системы обеспечения национальной безопасности РФ).
46. Реалии и перспективы взаимоотношений России и НАТО на современном этапе.
47. Основополагающие акты сотрудничества России и ЕС.
48. История участия России в деятельности ОБСЕ.
49. Современные проблемы ОБСЕ и место России в составе организации.
50. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Германии в 1990–2000-е гг.
51. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Франции в 1990–2000-е гг.
52. Основные направления и перспективы сотрудничества России и Великобритании в 1990–2000-е гг.
53. Общие проблемы взаимоотношений России с регионом ЦВЕ с начала 1990-x гг.
54. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и стран Восточной Европы (на конкретных примерах).
55. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и стран Балтии.
56. Основные причины и факторы кризиса СССР.
57. Процесс распад СССР: геополитические последствия.
58. Общая характеристика политической системы современной России.
59. «Реформистский» период трансформации российского общества (апрель 1985 – август 1991 г.).
60. «Революционный» период трансформации российского общества (август 1991 – август 1996 г.).
61. «Постреволюционный» период трансформации российского общества (август 1996 – декабрь 1999 г.).
62. Период «стабилизации» и «унификации» в РФ (январь 2000 г. – по наст. вр.).
63. Кризис национально-государственного устройства СССР и распад страны.
64. Характер и основные направления процесса образования СНГ.
65. Военные интересы и приоритеты РФ в странах СНГ.
66. Сотрудничество стран СНГ в борьбе с международным терроризмом.
67. Особенности этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве.
68. Особенности экономического сотрудничества стран СНГ в 1990–2000-е гг.
69. Проблема распространения русского языка на постсоветском пространстве.
70. Пути и методы защиты русских в постсоветских государствах.
71. Культурное и гуманитарное сотрудничество стран СНГ.
72. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
73. Евро-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС.)
74. Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) (ЦАС).
75. Союзное государство РФ–РБ.
76. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
77. Перспективы интеграционных процессов в СНГ.
78. Международные отношения Россия–Украина.
79. Россия–Центральная Азия.
80. Международные отношения Россия–Закавказье.
81. Балтийская политика России на новом этапе.
82. Цели и задачи политики России в АТР.
83. Деятельность России в рамках АТЭС.
84. Проблемы и перспективы двустороннего сотрудничества России и Китая в 1990–2000-е гг.
85. Развитие сотрудничества России и Японии на современном этапе.
86. Основные направления сотрудничества России и Индии в 1990–2000-е гг.
87. Проблемы и перспективы взаимоотношений России и Ирана на современном этапе.
88. Интересы России на Ближнем Востоке и возможности их реализации.
89. Конституционно-правовой статус и административно-территориальное устройство субъектов РФ.
90. Демографические процессы и демографическая ситуация в РФ.
91. Демографическая ситуация и демографическая политика в РФ.
92. Государственное регулирование демографических процессов.
93. Государственное регулирование миграционных процессов.
94. Государственное регулирование работы с обращениями граждан в государственных и муниципальных органах власти.
95. Проблемы беженцев и переселенцев в РФ.
96. Проблемы национальных меньшинств в РФ.
97. Развитие этнографических знаний в России.
98. Правовые аспекты регулирования этнорелигиозных конфликтов в России.
99. Противодействие деятельности экстремистских организаций в России.
100. Универсальные и региональные международные организации.
101. Неправительственные организации в урегулировании конфликтов.
102. Стратегия урегулирования конфликтов в ООН.
103. Механизмы урегулирования конфликтов в рамках ОБСЕ.
104. Механизм реализации Конституции РФ.
105. Принципы конституционного строя РФ.
106. Конституционное и правовое государство. Соотношение понятий и проблемы государственно-правовой практики в России.
107. Государственная политика в сфере международного сотрудничества.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л1.2 Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы.: учебное пособие М. : ФЛИНТА, , 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: теоретические проблемы : учебник для вузов Москва : Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Георгиева Н.Г. Историческое источниковедение: понятийно-терминологические и методические проблемы: учеб.пособие М. : Проспект, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки : учебник для магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/426254
Л2.3 под науч. ред. Купцова В.И. Философия и методология науки: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DC8CE972-AD6A-4C47-957E-1A308448E21C.
Л2.4 И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др. Источниковедение: учебное пособие: Москва : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
Л2.5 Ельчанинов В.А. Теоретические проблемы исторического сознания: монография Новосибирск: [СИБПРИНТ], 2011
Л2.6 Соколов А.Б. История исторической науки. Историография новой и новейшей истории : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/EB5EB332-A5D7-4CEE-8576-61B7503F8C3E.
Л2.7 Ельчанинов В.А. Наука и общество: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал "Актуальные вопросы современной науки" elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Windows
Microsoft Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала
Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.
Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.
Самостоятельная работа – это особая форма обучения по заданию преподавателя, выполнение которой, требует творческого подхода и умения получать знания самостоятельно. Методологической основой самостоятельной работы студентов является деятельностный подход, когда цели обучения ориентированы на формирование умений решать не только типовые, но и нетиповые задачи, когда студент должен проявить творческую активность, инициативу, знания, умения и навыки, полученные при изучении конкретной дисциплины.
В течение всего периода усвоения содержания дисциплины студент готовится к практическим занятиям (представленным в фонде оценочных средств). Оценка выступлений на практических занятиях заносится в журнал преподавателя. В рамках самостоятельной работы студент также должен подготовить доклад на предложенную тему. При этом студент при подготовке может использовать литературу, указанную в программе, а также самостоятельно собирать научную информацию в библиотечных учреждениях и сети интернет.
Практические занятия предполагают выполнение студентами заданий, подготовку ими выступлений и презентаций по актуальным проблемам развития эстетической мысли и религиозного искусства, участие в дискуссиях и групповых обсуждениях. Дискуссии с присущей им большой ролью самостоятельной творческой работы студентов являются наиболее эффективной формой организации занятий при изучении проблемных вопросов, требующих значительной предварительной подготовки, изучения большого объема научной литературы, решения разнообразных и достаточно сложных познавательных заданий. Студентам следует иметь в виду, что при подготовке к практическим занятиям необходимо знать все вопросы темы по материалам учебников, учебных пособий. Желательно обращать внимание на дискуссионные вопросы, которые являются предметом обсуждения среди ученых и специалистов.
При подготовке к зачету по дисциплине студенту следует:
1. В полной мере использовать имеющиеся материалы конспектов лекций, учебников, статей, монографий и первоисточников.
2. Особое внимание уделить понятийному аппарату дисциплины.
3. Использовать возможность получения консультации у преподавателя.
4. Начинать подготовку следует с тех вопросов, разделов и т.д., которые студент
знает меньше всего.
5. При подготовке активно применять метод самоконтроля (проговаривать материал вслух или про себя, делать дополнительные записи, схемы, таблицы и пр. для обобщения и лучшего запоминания материала, и т.д.).
Курсовая работа являющаяся неотьемлемой частью контроля освоения компетенции должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне; работа должна быть написана самостоятельно; работа должна быть написана научным языком, грамотно;работа должна быть написана в соответствии с требованиями Стандарта; работа выполняется в сроки, определенные учебным планом.
Подготовка курсовой работы включает следующие этапы:
1. выбор темы;
2. консультации с научным руководителем;
3. подбор и первоначальное ознакомление с литературой по избранной теме;
4. составление предварительного варианта плана;
5. изучение отобранных литературных источников;
6. составление окончательного варианта плана;
7. сбор и обработка фактических данных, публикаций в специальной литературе, а также их систематизация и обобщение;
8. написание текста курсовой работы.
В структуру курсовой работы в обязательном порядке входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, библиографический список.
Нормативные ссылки; перечень условных обозначений, символов, сокращений, терминов; приложения – включаются в структуру работы при наличии.
Объем курсовой работы, как правило, составляет 25 страниц. Студент должен стараться даже самое масштабное исследование представить лаконично, в рамках научного текста, а не пространного повествования с обилием описаний и реферирований. Подробно требования к написанию курсовой работы содержаться в учебно-методическое пособие "Теоретические основы научно-исследовательской работы студентов в области религиоведения и регионоведения России" подготовленном преподавателями кафедры.