МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

PR в религиозных отношениях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки47.03.03. Религиоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план47_03_03_Р-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 83
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.и.н., Доцент, В.Н. Ильин

Рецензент(ы):
к.и.н., Доцент, Е.А. Шершнева

Рабочая программа дисциплины
PR в религиозных отношениях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования, уровень высшего образования бакалавриат, по направлению подготовки 47.03.03 Религиоведение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. №183

составлена на основании учебного плана:
47.03.03 Религиоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 24.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование представлений студентов в области методики осуществления управления религиозными социальными коммуникациями, принципов организации и управления общественными отношениями, взаимодействия политической власти с религиозными организациями, а также особенностей репрезентации субъектами религиозной коммуникации своей деятельности с различным группам общественности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать теоретические религиоведческие знания и методы религиоведческого исследования на практике
ОПК-4 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.многообразие определений и понятий в сфере PR, принципы и функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере, понятия и подходы к управлению общественными отношениями в религиозной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.применять технологии исследования общественных отношений в религиозной сфере, выбирать эффективные механизмы управления новостной информацией, соблюдать толерантные способы репрезентации информации об особенностях конфессиональных отношений в РФ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками нивелирования коммуникационных проблем внешней и внутренней среды конфессионального пространства, навыками управления информационной политикой я в соответствие с конфессиональным пространством региона; навыками изучения общественного мнение по проблеме межконфессионального диалога

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновения и развития ПР в религиозной сфере
1.1. Предпосылки возникновения и развития в религиозной сфере управления общественными отношениями Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основы управления общественными отношениями в религиозной сфере
2.1. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Лекции 4 6 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
2.2. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.1
2.3. Принципы, функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере Сам. работа 4 14 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л2.1
Раздел 3. Технологии ПР в религиозной сфере
3.1. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Лекции 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Практические 4 6 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
3.3. Соотношение религиозного ПР со смежными технологиями Сам. работа 4 14 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Общественность
4.1. Общественность и религиозные ПР Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
4.2. Общественность и религиозные ПР Сам. работа 4 14 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Стратегии и тактики управления в религиозной сфере
5.1. Разработка стратегии и тактики программы управления общественными отношениями Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
5.2. Разработка стратегии и тактики программы управления общественными отношениями Сам. работа 4 12 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Взаимодействия органов государственной власти с институтами религии
6.1. Стратегия взаимодействия органов государственной власти по связям с общественностью в религиозной сфере со СМИ, религиозными организациями, с общественными и политическими институтами Практические 4 2 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
6.2. Стратегия взаимодействия органов государственной власти по связям с общественностью в религиозной сфере со СМИ, религиозными организациями, с общественными и политическими институтами Сам. работа 4 12 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Переговоры
7.1. Переговоры как коммуникация в сфере религиозных отношений Практические 4 4 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.2. Переговоры как коммуникация в сфере религиозных отношений Сам. работа 4 17 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1
7.3. Экзамен 4 27 ОПК-2, ОПК-4 Л2.2, Л2.5, Л2.3, Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Фонде оценочных средств
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств представленн в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Явинская Рекламные и PR-кампании: учеб. пособие/ : Изд-во АлтГУ, 2015., 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Китчен Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кириллова В. Л. PR в некоммерческом секторе: Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Горохов В.М., Гринбенрг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии: учеб. пособие М.: Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л2.4 Умаров М. PR в реальном времени : Тренды. Кейсы. Правила: Москва: Альпина Паблишер, , 2016 biblioclub.ru
Л2.5 Гундарин М. В. Организация и проведение PR-кампаний: учебное пособие Барнаул : Изд-во Алт ун-та, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал о связях с общественностью rb.ru
Э2 Информационное агентство о религии www.inform-relig.ru
Э3 Религии мира relig.info
Э4 Курс в Moodle "PR в религиозных отношениях" на едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Процесс освоения дисциплины складывается из лекционных и практических занятий, а также самостоятельной работы обучающихся. К формам самостоятельной работы относятся подготовка к практическим занятиям, подготовка докладов. Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы. Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной дисциплины. Такая работа должна выполняться всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии. Учащиеся должны уметь применять технологии исследования общественных отношений в религиозной сфере. Выбирать эффективные механизмы управления новостной информацией. Соблюдать толерантные способы репрезентации информации об особенностях конфессиональных отношений в РФ.
Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала на лекциях и самостоятельных занятий, развития профессиональных умений и навыков, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения учащихся. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. Практические занятия формируют навыки нивелирования коммуникационных проблем внешней и внутренней среды конфессионального пространства. Владеть навыками управления информационной политики издания в соответсвие с конфессиональным пространством региона. Навыками воздействия на общественное мнение по проблеме межконфессионального диалога
На лекции преподаватель освещает вводные темы, а так же наиболее сложные вопросы. Учащиеся должны конспектировать лекцию преподавателя. Конспект лекции должен содержать реферативную запись основных вопросов лекции, предложенных преподавателем схем (при их демонстрации), основных источников и литературы по темам, выводы по каждому вопросу. Конспект должен быть выполнен в отдельной тетради по предмету. Он должен быть аккуратным, хорошо читаемым, не содержать не относящуюся к теме информацию или рисунки. Учащиеся на лекциях узнают многообразие определений и понятий в сфере PR. Принципы и функции, цели и задачи управления общественными отношениями в религиозной сфере. Понятия и подходы к управлению общественными отношениями в религиозной сфере.