МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика связей с общественностью и рекламы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2019
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 176
самостоятельная работа 202
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 6
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 19 14,5 18 15 17,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 10 10 12 12 10 10 10 10 8 8 66 66
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 20 20 110 110
Сам. работа 38 38 17 17 42 42 44 44 44 44 17 17 202 202
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 0 0 0 0 27 27 54 54
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 432 432

Программу составил(и):
ассистент, Бушманский А.Ю.;доцент, Куликова С.Н.;к.филил.н.,, доцент, Милюкова А.Г.;старший преподаватель, Жеребненко А.В.;преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика связей с общественностью и рекламы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д. социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д. социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов начальных знаний и базовых представлений о профессиональной деятельности в сфере связей с общественностью и рекламы;
сформировать системное представление о современном состоянии связей с общественностью и рекламы: основных специальностях, технологиях, организационной структуре, направлениях и объёмах деятельности, роли новых медиа в современной практике связей с общественностью и рекламы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.1 маркетинговые технологии и технологии брендменеджмента; содержание методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта;
ПК-4.1 Знает технологии разработки, реализации и продвижения коммуникационных проектов; особенности создания коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнесструктур;
ОПК-4.1 Соотносит социологические данные с запросами и потребностями общества и отдельных аудиторных групп.
ОПК-1.1 Выявляет отличительные особенности медиатекстов, и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов разных медиасегментов и платформ.
ОПК-1.2 Осуществляет подготовку текстов рекламы и связей с общественностью и (или) иных коммуникационных продуктов различных жанров и форматов в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем.
ОПК-4.2 Использует основные инструменты поиска информации о текущих запросах и потребностях целевых аудиторий / групп общественности, учитывает основные характеристики целевой аудитории при создании текстов рекламы и связей с общественностью и (или) иных коммуникационных продуктов
ПК-4.2 разрабатывать концептуальные и стратегические документы по созданию, реализации и продвижению коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью; использовать современные ИКТ, в том числе интернет-технологии и специализированные программные продукты для разработки и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью;
ПК-1.2 осуществлять выбор эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта и применять их с учетом специфики деятельности государственных и бизнес-структур;
ПК-1.3 навыками применения эффективных методов и приемов разработки рекламного, PR или иного коммуникационного продукта (в том числе современных информационно-компьютерных и интернет-технологий, специализированных программных продуктов).
ПК-4.3 Владеет навыками разработки концепции создания, реализации и продвижения коммуникационного проекта в сфере рекламы и связей с общественностью для государственных и бизнесструктур; навыками представления проектов решений по продвижению продукции СМИ руководству организации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
технологии организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
способы создания эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечения внутренней и внешней коммуникации;
особенности осуществления профессиональных функций в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
технологии организации рекламных кампаний и мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
проводить под контролем коммуникационные кампании и мероприятия;
участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации;
осуществлять профессиональные функции в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
осуществлять рекламные кампании и мероприятия.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах;
навыками организации коммуникационных кампаний и мероприятий;
навыками осуществления профессиональных функций в области рекламы в общественных, производственных, коммерческих структурах, средствах массовой информации;
навыками планирования и организации рекламных кампаний и мероприятий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в специальность: Связи с общественностью и реклама
1.1. Понятие «связи с общественностью» и «реклама». Функции рекламы и PR. Принципы рекламы и PR. Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.2. Понятие «связи с общественностью» и «реклама». Функции рекламы и PR. Принципы рекламы и PR. Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.3. История зарубежной рекламы и зарубежного PR. История рекламы PR в России Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.4. История зарубежной рекламы и зарубежного PR. История рекламы PR в России Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.5. Правовое обеспечения рекламы и связей с общественностью Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.6. Правовое обеспечения рекламы и связей с общественностью Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.7. Профессиональные требования к PR-специалисту и специалисту по рекламе Лекции 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.8. Профессиональные требования к PR-специалисту и специалисту по рекламе Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.9. Профессиональная этика PR-специалиста и специалиста по рекламе Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.10. Профессиональная этика PR-специалиста и специалиста по рекламе Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.11. Международные и национальные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.12. Международные и национальные профессиональные объединения специалистов в области связей с общественностью Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.13. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.14. Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.15. Профессиональные российские PR-издания Лекции 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.16. Профессиональные российские PR-издания Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.17. Рекламные продукты. Тренды 2018-2019гг Практические 1 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
1.18. Введение в специальность: Связи с общественностью и реклама Сам. работа 1 38 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
Раздел 2. Медиарилейшнз в системе связей с общественностью и рекламы
2.1. Связи с общественностью (PR) как информационно-коммуникативная деятельность Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.2. Связи с общественностью (PR) как информационно-коммуникативная деятельность Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.3. Медиарилейшнз как система построения отношений со СМИ Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.4. Медиарилейшнз как система построения отношений со СМИ Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.5. Феномен новостей Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.6. Феномен новостей Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.7. Информационный повод Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.8. Виды PR-материалов, предназначенных для СМИ Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.9. Виды PR-материалов, предназначенных для СМИ Практические 2 2 Л1.2, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
2.10. Медиарилейшнз в системе связей с общественностью и рекламы Сам. работа 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5
Раздел 3. Технологии взаимодействия пресс-службы с целевыми аудиториями
3.1. Мероприятия для журналистов Лекции 2 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Мероприятия для журналистов Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.3. Технологии подготовки публичных мероприятий Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.4. Технологии подготовки публичных мероприятий Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.5. Технология подготовки речей (спичрайтинг) Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.6. Технология подготовки речей (спичрайтинг) Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.7. Медиарелейшенз в Интернете. Виртуальные пресс-комнаты. Работа с блогерами Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.8. Медиарелейшенз в Интернете. Виртуальные пресс-комнаты. Работа с блогерами Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.9. Оценка эффективности медиарилейшнз Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.10. Оценка эффективности медиарилейшнз Практические 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
3.11. Технологии взаимодействия пресс-службы с целевыми аудиториями Сам. работа 2 15 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.4
3.12. Экзамен 2 27 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4
Раздел 4. Внутрикорпоративный PR
4.1. Организация внутрикорпоративных проектов и мероприятий Лекции 3 2 Л2.1
4.2. Система внутренних коммуникаций Лекции 3 4
4.3. Корпоративные издания Лекции 3 2
4.4. Интранет и социальные сети во внутрикорпоративных коммуникациях Лекции 3 4 Л2.2
4.5. Организация внутрикорпоративных проектов и мероприятий Практические 3 2 Л2.1
4.6. Брошюра "Книга сотрудника" Практические 3 2 Л1.2, Л2.2
4.7. Корпоративное издание: бриф, концепция, макет Практические 3 2 Л2.2
4.8. Корпоративное радио Практические 3 3 Л2.2
4.9. Создание сайта для сотрудников Практические 3 9 Л2.2
4.10. Внутрикорпоративный PR Сам. работа 3 42 Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Антикризисный PR
5.1. Основные понятия антикризисного PR, классификация антикризисных ситуаций Лекции 4 2 Л2.5
5.2. «Классика» антикризисных коммуникаций: сценарии, ошибки, стратегии Практические 4 2 Л1.2, Л2.5
5.3. Стратегии и тактики антикризисного PR Лекции 4 2 Л1.2, Л2.3
5.4. Стратегии и тактики антикризисного PR Практические 4 2 Л1.2, Л2.5
5.5. Введение в технологии антикризисного PR. Технологии управления повесткой дня в кризисной ситуации Лекции 4 2 Л1.2, Л2.5
5.6. Антикризисные интернет-коммуникации Лекции 4 2 Л1.2, Л2.5
5.7. Персональный имидж и PR-деятельность в кризисных ситуациях.Особенности антикризисного PR в различных сферах Лекции 4 2 Л1.2, Л2.5
5.8. Технологии антикризисного PR Практические 4 2 Л1.2, Л2.5
5.9. Технологии управления повесткой дня в кризисной ситуации Практические 4 2 Л1.2, Л2.5
5.10. Антикризисные интернет-коммуникации Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.11. Антикризисный пресс-тренинг (пресс-конференция) Практические 4 2 Л1.2, Л2.2
5.12. Регламент коммуникаций в социальных медиа Практические 4 2 Л1.2, Л2.2, Л1.3
5.13. Персональный имидж и PR-деятельность в кризисных ситуациях Практические 4 2 Л1.2, Л2.2
5.14. Антикризисный PR в различных сферах Практические 4 2 Л1.2, Л2.2
5.15. Антикризисный PR Сам. работа 4 44 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. Рекламные и PR-кампании
6.1. Этапы разработки рекламной кампании в российской и западной традициях. Постановка цели рекламной кампании Анализ маркетинговой ситуации на рынке товаров FMCG Планирование рекламного бюджета. Виды маркетинговых коммуникаций. Маркетинговое проектирование. Виды маркетинговых проектов. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
6.2. Исследования в рекламных кампаниях. Этап анализа ситуации. Этап анализа аудитории. Качественные исследования. Количественные исследования. Резюме. Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.3. Определение эффектов коммуникации. Потребность в товаре, осведомленность о торговой марке, отношение к торговой марке, намерение купить товар, содействие покупке Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
6.4. Позиционирование как технология маркетингового проектирования. Позиционирование относительно потребителя (продукт как герой, пользователь как герой)). Позиционирование относительно выгод марки (характеристика, выгода, эмоция) Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.5. Творческая стратегия и творческая идея. Теория проводника.Референтация как социально-культурная и маркетинговая технология. Референтация в процессе проектирования и реализации рекламных и PR-кампаний. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
6.6. Разработка творческой стратегии для низкововлеченной аудитории Практические 5 4 Л2.2, Л1.3
6.7. Параметры телевизионной рекламы. Параметры радиорекламы Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.8. Параметры печатной рекламы. Наружная реклама и постеры.Реклама с непосредственной реакцией (HP) Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.9. Реклама в газетах, деловых, отраслевых журналах и справочниках. Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.10. Интегрированные стратегии коммуникации. Корпоративная рекламная коммуникация: реклама имиджа, спонсорская деятельность и паблисити Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
6.11. Информирующая реклама (паблисити) и спонсорские проекты Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.12. Выбор средств рекламы и ИМК. Медиапланирование. Медиа-стратегия в рекламной кампании: схема охвата и эффективная частота.Контроль за рекламной кампанией и оценка ее эффективности Лекции 5 2 Л2.2, Л1.3
6.13. Стратегическое и тактическое планирование в рекламе и ИМК Практические 5 2 Л2.2, Л1.3
6.14. Моделирование рекламной кампании Сам. работа 5 44 Л2.2, Л1.3
6.15. Основные этапы PR-кампании. Коммуникативная стратегия кампании. PR-бриф, постановка целей и задач, общая концепция кампании, определение ключевых проблем и профилей целевых аудиторий. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.3
6.16. Проведение исследований проблемной ситуации и целевых аудиторий PR-кампании и подготовка соответствующих документов Практические 6 2 Л2.2, Л1.3
6.17. Стратегическое планирование PR-кампании. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.3
6.18. Креативное планирование в PR. Специальные события в PR-кампании. Разработка специального события (мероприятия). Сценарий. Практические 6 6 Л2.2, Л1.3
6.19. Тактическое планирование PR-кампании. Медиапланирование: составление медиаплана, способы его оптимизации. Практические 6 4 Л2.2, Л1.3
6.20. Этап реализации PR-кампании Практические 6 4 Л2.2, Л1.3
6.21. Этап оценки эффективности PR-кампании. Понятие коммуникативной эффективности. Создание итогового отчета о проведении PR-кампании. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.3
6.22. Разработка и презентация планов по оценке эффективности PR-проекта. Лекции 6 2 Л2.2, Л1.3
6.23. Моделирование интегрированной коммуникационной кампании Сам. работа 6 17 Л2.2, Л1.3
6.24. Презентация и защита проектов рекламных и PR-кампаний. Практические 6 4 Л2.2, Л1.3
6.25. Итоговый контроль Экзамен 6 27 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Китчен, Ф. Паблик рилейшнз: учебное пособие Москва: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Явинская, Юлия Вадимовна Рекламные и PR-кампании : учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
Л2.2 Гундарин, М. В. Основы интегрированных коммуникаций: связи с общественностью: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.3 Антипов, К.В. Основы рекламы: учебник ЭБС «Университетская библиотека online», 2017 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454031
Л2.4 Марочкина, С.С Введение в специальность: реклама : учебное пособие ЭБС «Университетская библиотека online», 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114757
Л2.5 Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/463D79D1-24A2-40AE-8D02-BC0595D90A1D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 HeadHunter www.hh.ru
Э3 HR-менеджмент www.hrm.ru
Э4 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э5 Внутренние коммуникации inside-pr.ru
Э6 Журнал "Пресс-служба" www.press-service.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
307Д лаборатория проектирования интегрированных коммуникаций кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 19 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка AquariusIntelCeleron - 1 единица; телевизор: HD Samsung 22”; учебные пособия; плакаты; наглядные пособия; презентационные материалы
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.