МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика массовой информации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-2-2019
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 102
самостоятельная работа 168
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2, 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 19 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 16 16 48 48
Практические 18 18 18 18 18 18 54 54
Сам. работа 83 83 38 38 47 47 168 168
Часы на контроль 27 27 0 0 27 27 54 54
Итого 144 144 72 72 108 108 324 324

Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Янчевская К.А.

Рецензент(ы):
Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика массовой информации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 РЕКЛАМА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с концептуальными основами теории и практики массовой информации как средства массовых коммуникаций в современном обществе и базового инструмента специалистов по связям с общественностью; формирование целостного представления об информационных процессах и явлениях в современном мире; формирование навыков информационной культуры, формирование представлений о системе современных печатных и аудиовизуальных СМИ, целях и методах журналистской работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 обладанием базовыми навыками создания текстов рекламы и связей с общественностью, владением навыками литературного редактирования, копирайтинга
ПК-11 способностью владеть навыками написания аналитических справок, обзоров и прогнозов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Систему современных СМИ, принципы создания информационных и аналитических текстов; способы размещение заказных материалов в СМИ; правила написания аналитических справок, обзоров и прогнозов в качественных и массовых изданиях.
3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться на медиарынке региона; находить информацию в СМИ и осуществлять ее анализ; использовать аргументацию при подготовке аналитических публикаций; использовать методы прогнозирования при подготовке аналитических публикаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска информации в системе СМИ; различения информационной, рекламной и имиджевой кампаний в СМИ; навыками литературного редактирования, копирайтинга; навыками создания аналитических текстов в мультимедийных форматах; навыками применения аналитических обзоров и прогнозов в рекламе и PR.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Массовая информация как феномен
1.1. Социальная информация и ее характеристики. Типы социальной информации. Требования к социальной информации. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Массовая информация как вид социальной информации. Свойства массовой информации. Понятие информационной гигиены. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Информационная повестка дня как способ политизации общества. Информационные войны Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. СМИ в информационном обществе. Основные отличия от традиционных СМИ печатной эпохи. Ключевые характеристики СМИ в интернете. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.11. СМИ в информационном обществе. Основные отличия от традиционных СМИ печатной эпохи. Ключевые характеристики СМИ в интернете. Практические 2 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. СМИ в информационном обществе. Основные отличия от традиционных СМИ печатной эпохи. Ключевые характеристики СМИ в интернете. Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Окно Овертона. Базовые правила и фильтры защиты от «промывания мозга». Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.14. Интерактивная игра по материалам прессы: «верю – не верю» Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Интерактивная игра по материалам прессы: «верю – не верю» Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Идея независимости прессы как социальный миф. Виды собственности на СМИ. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Зарубежные медиахолдинги. Интерактивная презентация. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Подготовка к презентации Сам. работа 2 10 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Определение медиахолдинга. Виды медиахолдингов. Крупнейшие медиахолдинги России Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Российские медиахолдинги. Интерактивная презентация. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Правововые нормы СМИ. Закон о СМИ. Сам. работа 2 11 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Этические нормы СМИ. Кодекс профессиональной этики журналиста. Лекции 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Тест на знание Закона о СМИ. Практические 2 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. Подготовка к тестированию Сам. работа 2 12 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Система жанров в журналистике
2.1. Профессия — журналист. Связь с другими профессиями. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Современные тенденции в профессии: опыт журналистов-практиков Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Работа с материалами мультимедийной и печатной прессы. Сам. работа 3 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Теория журналистских жанров. Жанрообразующие признаки. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Этапы подготовки журналистского материала. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Работа с информационными материалами Сам. работа 3 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.7. Принципы создания информационных материалов в массовой прессе. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.8. Работа с информационными материалами Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.9. Работа с информационными материалами Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.10. Информационные материалы в качественных изданиях. Определение новости. Виды новостей. Ньюсмейкеры. Мониторинг. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.11. Работа с информационными материалами Практические 3 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.12. Проведение мониторинга Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.13. Репортаж как информационный жанр. Интервью как элемент репортажа. Фоторепортаж и его виды. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.14. Работа по подготовке репортажа и интервью Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.15. Работа по подготовке репортажа и интервью Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.16. Аналитические жанры в качественной и массовой прессе. Принципы аналитической журналистики. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.17. Работа с аналитическими материалами Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.18. Работа с аналитическими материалами Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.19. Аналитический обзор. Правила подготовки. Рецензия. PR-цели аналитической журналистики. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.20. Подготовка аналитического обзора и рецензии. Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.21. Подготовка аналитического обзора и рецензии. Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.22. Виды прессы по разным основаниям. Современная публицистика Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.23. Работа с аналитическими материалами Практические 3 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.24. Работа с аналитическими материалами Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Аудиовизуальные СМИ
3.1. Типология телевидения и радио Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Функции телевидения. Коммуникативные характеристики ТВ. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Функции телевидения. Коммуникативные характеристики ТВ. Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Российские и зарубежные телеканалы. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация. Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Средства выражения экранной речи. Кадр, план, ракурс, монтаж. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Интерактивный семинар «Раскадровка» Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Интерактивный семинар «Раскадровка» Сам. работа 4 5 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Основные российские каналы. Классификация по географии, собственности, тематике и технологии передачи сигнала. Типы вещания. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация. Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Российские и зарубежные телеканалы. Интерактивная презентация. Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Изобретатели телевидения. Краткая история развития ТВ в СССР. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Работа с телевизионной программой Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Работа с телевизионной программой Сам. работа 4 6 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Способы подачи журналистского материала на ТВ: интервью, синопсис Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Подготовка интервью и синопсиса Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.18. Подготовка интервью и синопсиса Сам. работа 4 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.19. Виды программ на телевидении. Классификация Г.В. Кузнецова и современные форматы Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.20. Интерактивная презентация программ Практические 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.21. Интерактивная презентация программ Сам. работа 4 8 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.22. Краткая история развития радиовещания в России. Современные форматы радиостанций Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.23. Интерактивные презентации по радиостанциям Практические 4 4 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.24. Интерактивные презентации по радиостанциям Сам. работа 4 8 ОПК-3, ПК-11 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов, А.А. Массовые коммуникации : учебно-практическое пособие Евразийский открытый институт, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Киселёв, А.Г. Теорияипрактикамассовойинформации: общество - СМИ - власть : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436719
Л1.3 Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации : учебник М. : Дашков и Ко, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Киселев, Александр Георгиевич. Теория и практика массовой информации : учеб. для вузов КноРус, 2009
Л2.2 Прохоров, Евгений Павлович Введение в теорию журналистики : учеб. для вузов Аспект Пресс, 2011
Л2.3 Коханова, Людмила Александровна Основы теории журналистики: учеб. пособие для вузов ЮНИТИ-ДАНА, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
410Д лаборатория информационных технологий - компьютерный класс кафедры теории и практики журналистики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска пластиковая - 1 шт.; компьютеры: марка Intel Core модель i3-2120 3,3 ГГц/DDR3 2 ГБ/500 ГБ/DVD RW/22» - 11 единиц; монитор: марка samsung модель 943T - 1 единица; мониторы: BenQ G950A/КМ/ - 10 шт.; бесперебойник: UPS IPPon Black Power Pro 500 - 12 шт.; телевизор: LCD 46" Samsung LE-46S81B
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Лекция. Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:
руководствоваться графиком самостоятельной работы,
выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеются теоретические вопросы и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.