МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современная пресс-служба

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко И. А.

Рабочая программа дисциплины
Современная пресс-служба

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой доктор.соц.наук, профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.заложить теоретическую базу для определения понимания работы пресс-службы в организационном, коммуникативном и технологическом аспектах;
определить основные направления деятельности пресс-службы и выявить их функциональную роль;
научить студентов самостоятельно, с помощью анализа обнаруживать и формулировать коммуникационные проблемы базисного субъекта PR (той организации, в структуре которой существует пресс-служба);
дать практические навыки по основным направлениям деятельности пресс-службы в различных сферах общественных отношений – в политике, бизнесе, государст-венном управлении, образовании и т.д.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью осуществлять под контролем профессиональные функции в области рекламы и связей с общественностью в различных структурах
ПК-6 способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы документооборота в деятельности пресс-службы;
виды PR-текстов
интернет-технологии, востребованные в деятельности пресс-службы;
основные направления деятельности пресс-службы, их составные элементы
принципы планирования и проведения мероприятий для СМИ
место пресс-службы в системе связей с общественностью
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, проектировать внешнюю и внутреннюю коммуникационную среду организации и управлять ею;
составлять базы данных, включающие сведения о СМИ;
взаимодействовать со СМИ с использованием информационно-коммуникационных технологий
самостоятельно, с помощью анализа обнаруживать и формулировать коммуникационные проблемы базисного субъекта PR
Создавать информационное пространство организации в интернете
организовать специальные мероприятия для СМИ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками написания текстов и подготовки информационных материалов для СМИ
компьютерным программным обеспечением, используемым в деятельности пресс-служб
навыками взаимодействия со СМИ с учетом требований информационной безопасноститехнологиями работы в пресс-службах в различных сферах общественных отношений – в политике, бизнесе, государственном управлении, образовании и т.д.
Технологиями управления информационным пространством организации
Технологиями аккредитации журналистов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Пресс-служба в системе связей с общественностью: российская специфика
1.1. Пресс-служба как специфическое PR-подразделение в организациях различных сфер деятельности Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. История возникновения пресс-служб в России Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.3, Л1.3, Л1.1
1.3. Многосторонность и противоречивость деятельности пресс-службы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4
1.4. Основные факторы, определяющие специфику деятельности пресс-служб в различных организациях Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4, Л2.4, Л2.1
1.5. Роль пресс-секретаря Президента РФ Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 2. Стратегические цели пресс-службы как ключевого звена внутрикорпоративных и внешних коммуникаций
2.1. Пресс-служба как ключевое звено организации и управления информационным пространством организации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.2. Методы управления корпоративной информацией Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.3. Информационный регламент как условие обеспечения информационной открытости организации Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
2.4. Методы управления информацией корпоративной информацией Сам. работа 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 3. Основные направления деятельности пресс- службы
3.1. Пресс-служба как коммуникационно-информационный инструмент обеспечения/сопровождения основной деятельности организации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
3.2. Деятельность пресс-служб как организатора взаимодействия с различными внутренними и внешними целевыми аудиториями организации Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
3.3. Знакомство с формами и методами работы современной государственной пресс-службы Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 4. Общая характеристика деятельности пресс-служб региональных/муниципальных исполнительных/законодательных, представительных органов власти, силовых органов власти
4.1. Основные факторы, определяющие специфику и проблемы функционирования пресс-служб региональных/муниципальных исполнительных/законодательных, представительных органов власти Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
4.2. Формы и методы координации деятельности российских государственных пресс-служб Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
4.3. Знакомство с формами и методами работы современной государственной пресс-службы со СМИ, общественностью и другими целевыми аудиториями на примере пресс-службы регионального органа государственной власти, анализ опыта (встреча с руководителем пресс-службы) Практические 7 4 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 5. СМИ как основная целевая аудитория деятельности пресс-службы
5.1. СМИ как целевая аудитория и канал распространения информации в деятельности пресс-службы Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
5.2. Основные конфликтогенные факторы, проблемы и направления оптимизации взаимодейст¬вия пресс-служб со СМИ Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.4
5.3. Место пресс-службы в создании информационной повестки дня Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
5.4. Встреча с руководителем региональных СМИ «Региональное медиасообщество, основные проблемы взаимодействия пресс-служб с медиасообществом и пути преодоления противоречий» Практические 7 8 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 6. Пресс-служба как организатор, креатор и аналитик взаимодействия организации с различными внешними и внутренними целевыми аудиториями
6.1. Специфика пресс-службы как организатора внутрикорпоративных коммуникаций, инструментарий, роль пресс-секретаря Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
6.2. Специфика и тенденции развития внутрикорпоративных СМИ и др. медиа Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
6.3. Организация информационного пространства организации в Интернете (корпоративный сайт, блоги, социальные сети). Практические 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
6.4. Технология проведения пресс-конференции. Формы организации специальных мероприятий для СМИ Сам. работа 7 8 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
Раздел 7. Общая характеристика и специфика деятельности пресс-служб в сфере бизнеса
7.1. Основные факторы, определяющие специфику функционирования пресс-служб бизнеса. Сравнительная характеристика деятельности пресс-служб в государственной и коммерческой сферах Лекции 7 2 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
7.2. Знакомство с опытом организации деятельности пресс- службы регионального коммерческого предприятия (встреча с руководителем пресс-службы) Сам. работа 7 10 ОПК-1, ПК-6 Л2.5, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.4
7.3. Сам. работа 7 45 ОПК-1, ПК-6
7.4. Итоговый контроль Экзамен 7 27 ОПК-1, ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Жильцова, О. Н. Связи с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6450F6BE-CE23-4946-8078-93121F0C851D
Л1.2 Чумиков А. , Бочаров М. , Самойленко С. Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции : Издательский дом «Дело», 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Борщевский, Г. А. Связи с общественностью в органах власти : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4DBBE6C8-A970-4A8C-8870-77F837F88DC1
Л1.4 Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/09F0A4F7-A8CB-430B-BE4E-C92C2C63127B
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Четвертков, Николай Васильевич Современная пресс-служба : учеб. пособие для вузов Аспект Пресс, 2010
Л2.2 Мельникова Н.А. Медиапланирование. Стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний: М.: Дашков и К°, 2012
Л2.3 под ред. М.В. Гундарина, А.Г. Сидоровой, Ю.В. Явинской PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект : сборник статей АлтГУ, 2012
Л2.4 Евстафьев, В.А. Организация и практика работы рекламного агентства: учебник «Дашков и К°», 2016 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=385767
Л2.5 Четвертков Н.В. Современная пресс-служба: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
программное обеспечение MicrosoftOffice, MicrosoftWindows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
garant.ru
consultant.ru
google.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Нагрузку в течение семестра необходимо распределять рационально так, чтобы не перегружать себя во время сессии.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимо, во-первых, посещать все лекции и практические занятия, во- вторых, активно работать на практических занятиях, в-третьих, читать рекомендованную литературу, в-четвертых, систематически самостоятельно изучать новые материалы по данной дисциплине.
Подготовка к занятиям в течение семестра позволит использовать время экзаменационной сессии для систематизации знаний.
Для того чтобы избежать трудностей при ответах, рекомендуем уделить большее время подготовке, изучить не только лекционный материал, но и аналитические отчеты и дополнительную литературу по этим темам.