МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География культурно-исторических центров мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
География культурно-исторических центров мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки по направлению подготовки 43.03.02 Туризм (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января 2016 г. № 40639 т

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является анализ географии культурно-исторических центров и использование этих знаний в профессиональной деятельности, уметь анализировать главные этапы и закономерности культурно-исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы философских знаний в географии культурно-исторических центров, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать, использовать в прфессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.информацией, статистикой и аналитикой о географии основных культурно-исторических регионов мира и использовать ее в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Культурно-исторические центры как научная и учебная дисциплина.
1.1. География культурно-исторических центров как научная и учебная дисциплина. Лекции 2 2 ОК-1 Л1.2, Л1.4, Л1.3, Л1.1
1.2. География культурно-исторических центров как научная и учебная дисциплина. Практические 2 4 ОК-1 Л1.4, Л1.1
Раздел 2. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира.
2.1. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Лекции 2 3 ОК-1 Л2.4, Л1.1
2.2. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Практические 2 6 ОК-1 Л1.2, Л2.4, Л1.4, Л2.2
2.3. Культурно-исторические центры в древности и средневековье.Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Культура и искусство античного мира. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л2.3, Л2.4, Л1.1
2.4. География культурно-исторических центров как научная и учебная дисциплина. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л2.4, Л1.3
Раздел 3. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья
3.1. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья Лекции 2 3 ОК-1 Л1.2, Л1.1
3.2. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья Практические 2 6 ОК-1 Л1.2, Л2.4, Л1.4
3.3. Культурно-исторические центры и искусство в свете мировых религий.Культурно-исторические центры европейского средневековья Сам. работа 2 8 ОК-1 Л1.2, Л1.4
Раздел 4. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках.
4.1. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.3, Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках. Практические 2 6 ОК-1 Л1.4, Л1.3
4.3. Культурно-исторические центры эпохи Возрождения, западной Европы в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры Западной Европы в XVII - XVIII веках. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке
5.1. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке Лекции 2 3 ОК-1 Л2.3, Л1.2
5.2. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке Практические 2 4 ОК-1 Л2.4, Л1.4, Л1.3
5.3. Западноевропейские культурно-исторические центры в XIX - начале XX веков.Культурно-исторические центры Запада в XX веке Сам. работа 2 5 ОК-1 Л2.4, Л1.1
Раздел 6. Русские культурно-исторические центры и искусство в древности и средневековье. IX - XVI вв.Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков.
6.1. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. Лекции 2 2 ОК-1 Л1.1, Л2.2
6.2. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. Практические 2 6 ОК-1 Л1.1, Л2.2
6.3. Культура и искусство России в новое и новейшее время. Культурно-исторические центры и искусство России XVII - XVIII веков. Сам. работа 2 8 ОК-1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке.
7.1. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке. Лекции 2 3 ОК-1 Л1.1, Л2.2
7.2. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке. Практические 2 4 ОК-1 Л1.1, Л2.2
7.3. Русские культурно-исторические центры и искусство XIX - начала XX вв.Культура и искусство России в XX веке. Сам. работа 2 9 ОК-1 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и факторы формирования культурно-исторических центров
2. Направления в исследовании культурно-исторических центров
3. Признаки и отличия культурно-исторических центров
4. Классификация культурно-исторических объектов
5. Влияние культурно-исторических центров на развитие туристского региона
6. Особенности культурно-исторических центров Восточной Европы
7. Особенности культурно-исторических центров Северной Европы
8. Особенности культурно-исторических центров Западной Европы
9. Особенности культурно-исторических центров России
10. Особенности культурно-исторических центров Центральной Америки
11. Особенности культурно-исторических центров Южной Америки
12. Особенности культурно-исторических центров Юго-Западной Азии
13. Особенности культурно-исторических центров Южной Азии
14. Особенности культурно-исторических центров Восточной Азии
15. Становление культурно-исторических центров в Древнем Египте.
16. Становление культурно-исторических центров в Древнем Китае. Влияние на это изобретений средневекового Китая.
17. Семь чудес света и их роль в развитии туризма.
18. Древний Рим: интерактивность и самобытность его культуры в аспекте культурно-исторических центров.
19. Специфика европейской культуры в эпоху Средневековья. Кельты, германские племена. “каролингское” и “оттоновское” возрождение и их роль в формировании культурно-исторических центров центров.
20. Формирование стилей в искусстве и архитектуре и их влияние на развитие культурно-исторических центров.
21. Религиозные культурно-исторические центры.
22. Особенности выдающихся памятников буддийского культа в Японии.
23. Культурные достижения майя, ацтеков и инков; своеобразие культур этих народов.
24. Великие географические открытия, их вклад в развитие культурно-исторических центров.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Становление культурно-исторических центров в Древнем Египте.
2. Становление культурно-исторических центров в Древнем Китае. Влияние на это изобретений средневекового Китая.
3. Семь чудес света и их роль в развитии туризма.
4. Древний Рим: интерактивность и самобытность его культуры в аспекте культурно-исторических центров.
5. Специфика европейской культуры в эпоху Средневековья. Кельты, германские племена. “каролингское” и “оттоновское” возрождение и их роль в формировании культурно-исторических центров центров.
6. Формирование стилей в искусстве и архитектуре и их влияние на развитие культурно-исторических центров.
7. Религиозные культурно-исторические центры.
8. Особенности выдающихся памятников буддийского культа в Японии.
9. Культурные достижения майя, ацтеков и инков; своеобразие культур этих народов.
10. Великие географические открытия, их вклад в развитие культурно-исторических центров
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Требования к знаниям:
зачтено - При ответе обнаруживается знание и понимание основных положений данного задания, излагается материал полно, хотя и допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил; обнаруживается умение обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; материал излагается последовательно, хотя и при изложении допускаются ошибки
не зачтено - Обнаруживается незнание ответа на соответствующее задание, допускаются ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагается материал; при ответе обнаруживаются такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. ; под ред. А.Н. Марковой Культурология: история мировой культуры: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская Культурология: история мировой культуры : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
Л1.3 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, С.Д. Бородина и др. ; под ред. Н.О. Воскресенской История мировой культуры : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л1.4 Ф.О. Айсина, И.А. Андреева, Н.О. Воскресенская и др. Культурология: история мировой культуры : учебник Юнити-Дана, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115385
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Л. Прокопов Искусство и искусствоведение: теория и опыт. Ремесло искусства : сборник научных трудов / ред. Н.Л. Прокопова: сборник научных трудов Кемерово : КемГУКИ, 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=208598
Л2.2 Леонтьев К. Н. Византизм и славянство: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 отв. ред. Н.Л. Прокопова Искусство и искусствоведение: теория и опыт: Ремесло искусства : сб. науч. тр. Кемерово: КемГУКИ // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2011
Л2.4 Нессельштраус, Ц.Г. Искусство Западной Европы в Средние века: Научная литература Изобразительное искусство // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 1964 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Муртазина, С.А. История искусства XVII века: учебное пособие КНИТУ // ЭБС Университетская библиотека он-лайн, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259057
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана.
Э2 2. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ravnovesie.com/files/rv/17061746644.htm - Загл. с экрана.
Э3 3. Всемирная энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.artprojekt.ru/Menu.html – Загл. с экрана.
Э4 4. Мировая художественная культура. Россия. [Электронный ресурс] Режим доступа к журналу: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult/cu3-7.html - Загл. с экрана.
Э5 5. Ratanews [Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э6 6. Турбизнес [Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э7 7. Туризм: практика, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
4. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Цель методических указаний - обеспечить обучающимся оптимальную организацию процесса изучения дисциплины, а также
выполнения различных форм самостоятельной работы


Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

В курсе «География культурно-исторических центров» семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия.
В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект.
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара.