МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Личность в системе социально-политических отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Е.А. Петухова

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав. кафедрой, И.А. Ральникова;

Рабочая программа дисциплины
Личность в системе социально-политических отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами начального социолого-политического образования, приобретение способности рационально – критически осмысливать политические и социальные явления и процессы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах
ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.объект, предмет, категории, структуру, функции социологии и политологии;
методологию и методы исследования;
основные этапы и направления развития социологической и политологической мысли, основные современные концепции и парадигмы;
понятие, сущность, структуру и типологию общества как социополитической системы;
специфику подхода к анализу личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь анализировать современные социальные и политические проблемы общества;
формулировать проблемы и гипотезы, строить объект и предмет социологического и политологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками восприятия и анализа текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология как наука
1.1. Понятие социального. Объект и предмет социологии. Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Особенности социологических методов исследования. Структура и уровни социологических знаний. Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Функции социологии Сам. работа 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Общество как целостная социокультурная система
2.1. Понятие «общество». Основные признаки общества. Типология общества. Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Гражданское общество Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Социальные институты Сам. работа 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Социально-классовая структура общества
3.1. Социальная структура и социальное неравенство. Социально-классовая структура и социальная стратификация. Лекции 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Средний класс и его роль в обществе. Маргиналы. Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Социальная мобильность Сам. работа 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Социальные общности
4.1. Понятие «Социальная общность». Большие социальные общности Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Этнические общности Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Малые социальные группы Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Личность – основной элемент общества
5.1. Социологическое понятие личности. Структура личности. Социальные статусы и социальные роли Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Социализация личности Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Самореализация личности Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Социальное действие, взаимодействие и поведение
6.1. Социальное действие: понятие и сущность. Социальное взаимодействие. Социальное поведение Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Социальный контроль Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Девиантное поведение Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Социальные конфликты
7.1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Основные виды социальных конфликтов Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Основные стадии развития конфликта Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Политика. Политическая система общества
8.1. Понятие и структура политической системы. Функции политической системы. Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Типология политических систем. Практические 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Политическая система России Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Политические режимы
9.1. Понятие «политический режим» Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.2. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим Практические 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Государство
10.1. Понятие государства. Основные признаки государства. Устройство государства и формы правления Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.2. Структура и формы территориального устройства государства Практические 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
10.3. Структура федеративного устройства России Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Политические партии
11.1. Политическая партия: понятие, сущность. История возникновения партий. Функции политической партии Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.2. Партийные системы Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
11.3. Российская партийная система Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Политическая власть и властные отношения
12.1. Понятие, структура и сущность власти. Особенности политической власти. Легитимность политической власти. Соотношение законности и легитимности власти Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.2. Политическая власть и политическое господство. Принципы разделения власти Практические 1 2 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
12.3. Политическое лидерство в России Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Политическое лидерство
13.1. Понятие и сущность лидерства. Типология политических лидеров. Теории лидерства Лекции 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.2. Функции политического лидера. Лидер или вождь Практические 1 1 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
13.3. Структура политической власти в России Сам. работа 1 3 ОК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев, К. С. Политология: учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/20BC0745-33F4-4C62-B5B5-FA9D276D4271
Л1.2 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ответственный редактор: Семененко И.С. Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: Москва: Весь Мир, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Личность в системе социально-политических отношений ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
Э2 Личность в системе социально-политических отношений ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Личность в системе социально-политических отношений Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э4 Личность в системе социально-политических отношений Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.