Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технология и организация туроператорских и турагентских услуг |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_02_Т-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины _География сферы услуг формирование у будущих специалистов представлений о сфере обслуживания, территориальных особенностях ее развития и географических подходах к ее изучению. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05 |
ПК-6 | способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – знает основные базовые понятия в области географии сферы услуг; – знает в полном объеме терминологическую базу дисциплины и умеет ей грамотно пользоваться при ответах на вопросы и в дискуссии; - знает особенности работы сферы услуг в разных странах; - знает закономерности развития сферы услуг способы анализа и оценки развития сферы обслуживания; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – умеет определить современные значимые проблемы в области географии сферы услуг; – умеет прогнозировать направления развития географии сферы услуг; - может обосновать социальные и экономические принципы функционирования сферы обслуживания; - умеет оценивать факторы определяющие состояние развития отраслей сферы услуг и выделять проблемные вопросы рынка услуг; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – владеет навыками обоснования путей решения актуальных междисциплинарных проблем в сфере услуг; – способен произвести оценку социальной значимость проблем и процессов в сфере услуг – способен самостоятельно интерпретировать статистические данные, характеризующие уровень развития сферы обслуживания населения. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в географию сферы услуг | ||||||
1.1. | Введение. цели, задачи, структура курса | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | роль и место сферы услуг в мировой экономике | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | История развития сферы услуг | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1 |
1.4. | исторические этапы развития сферы услуг в мире | Практические | 3 | 4 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | особенности развития сферы услуг в современной России | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Состав сферы обслуживания населения. Значение сферы услуг в современном обществе и экономике. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | анализ деятельности сферы услуг в России | Практические | 3 | 4 | ПК-6 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Факторы, определяющие развитие сферы услуг | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Территориальная организация сферы обслуживания | ||||||
2.1. | Территориальная организация обслуживания населения в городах и сельской местности. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л2.4 |
2.2. | проблемы развития сферы услуг | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Эффективность и производительность сферы услуг. | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
2.4. | бизнес-идеи в сфере услуг | Практические | 3 | 4 | Л2.3, Л1.1 | |
2.5. | Взаимодействие систем расселения и обслуживания. Модели размещения предприятий сферы услуг. Модели Коля, Айзарда, Бекмана. Логистика и развитие инфраструктуры. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. География отраслей сферы услуг | ||||||
3.1. | Общая характеристика мирового третичного сектора. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.4, Л1.1 |
3.2. | Услуги жилищно-коммунального хозяйства и бытовые услуги. | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.4, Л1.1 |
3.3. | Перспективные направления и перспективы развития географии торговли услугами. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1 |
3.4. | Финансовые услуги. Проблемы оффшоров для развития экономик стран мира | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.5. | география сферы образования в мире. современные проблемы образования в россии. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.6. | современная система образования в России | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.2 |
3.7. | анализ данных международной статистики уровня образования в странах мира | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
3.8. | особенности функционирования социальной сферы в современных условиях | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2 |
3.9. | Значение социальных услуг для повышения качества жизни населения. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л1.2 |
3.10. | образование в сфере сервиса и туризма: региональные особенности (мир и Россия) | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 |
3.11. | география здравоохранения в мире. современные проблемы российского здравоохранения | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.1 |
3.12. | анализ данных международной статистики по уровню развития здравоохранения | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
3.13. | особенности функционирования индустрии гостеприимства | Практические | 3 | 4 | ПК-6 | Л2.3, Л2.4, Л1.1 |
3.14. | современные гостиничные цепи | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
3.15. | география транспорта | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л1.1 |
3.16. | география транспорта России | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.4, Л2.1, Л1.1 |
3.17. | роль транспорта в российской экономике | Практические | 3 | 2 | ПК-6 | Л1.2, Л2.2, Л2.4 |
3.18. | современные логистические центры | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.3, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См, приложение ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Праздникова Н.Н. | Сервисная деятельность: учебное пособие | АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Лойко О.Т. | Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хлебович Д.И. | Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов | М.:Кнорус, 2007 | |
Л2.2 | Аванесова Г А | Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учеб. пособие для вузов | Аспект Пресс, 2006 | |
Л2.3 | Хлебович Д.И., Бурменко Т.Д. | Сфера услуг: маркетинг: учеб. пособие для вузов | М.: КНОРУС, 2007 | |
Л2.4 | Сервис PLUS : научный журнал | ФГОУ ВПО РГУТИС., 2 раза в месяц | e.lanbook.com | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "география сферы услуг" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 7: Word, Excel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Научная электронная библиотека (http://elibrary.ru/) 2. Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/rus/index.htm) 3. Справочное пособие «Страны мира в цифрах и картах» (http://www.sci.aha.ru/map/world/index.htm) 4. Платное обслуживание населения в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. URL:http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1260453359625 5. Жилищное хозяйство и бытовое обслуживание населения в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. – 326 c. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138887300516 6. Торговля в России. 2015: Стат. сб./ Росстат. - M., 2015. – 519 с. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1139916653609 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Советы по подготовке к зачету Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя: − работу с программой учебного курса; − поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение; − использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий; − консультирование у преподавателя. Рекомендации по использованию информационных технологий Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу). Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных. Использование ГИС-технологий для изучения пространственного распределения социально-экономических процессов и явлений для географов является необходимой составной частью образовательного процесса. ГИС обеспечивают работу с базой данных определенных территорий, позволяют обрабатывать информацию и получать результат в виде карт. Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов в виде графического или картографического материалов и их презентация. Подготовка презентаций (например, в программе MS Office Power Point) дополнительно к сообщению повышают уровень выступления с докладом на семинарском занятии. Рекомендации по самостоятельной работе студента Согласно учебному плану на самостоятельную работу студентов отводится 3/4 общей трудоемкости данной дисциплины. Самостоятельная работа студентов подразделяется а обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Для проведения части лекционных и семинарских занятий требуется мультимедиа проектор. Проведение семинарских занятий предусмотрено в кабинете экономичесокй географии. Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета. Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал. Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания. |