МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География художественных промыслов России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География художественных промыслов России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 СЕРВИС (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1169)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и географией происхождения.
расширить знания об обычаях, традициях России, развивать умения пользоваться компьютерными технологиями, картами.
воспитать уважение, любовь, интерес к творчеству народных промыслов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
ПК-3 готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об истории развития промыслов и современном состоянии художественных промыслов и ремёсел промыслов в Сибири;
закономерностях художественного творчества; роли традиций и преемственности в современных достижениях декоративного искусства;
о мерах государственной поддержки народных художественных промыслов;
знать историю возникновения традиционных ремесел и промыслов Сибири;
основные характерные особенности ремесел и промыслов;
географию распространения ремесел и связь с исторически сложившимися традициями;
центры народных промыслов,
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать произведения декоративно-прикладного искусства; копировать;
работать с графическими и живописными материалами;создавать эскизы произведений народного художественного прикладного творчества на основе работ мастеров;
планировать свою работу и рационально использовать свое рабочее время;
определять вид и давать характеристику изделиям народных промыслов. закономерности декоративно-прикладного искусства, как вида художественно-творческой деятельности; своеобразие ремесленных изделий разных областей Сибири. анализировать, использовать в профессиональной деятельности главные этапы и закономерности исторического развития географии культурно-исторических центров России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методами творческого исполнения; технологией изготовления изделий народных художественных промыслов;
анализа произведения различных видов декоративно – прикладного искусства и народных промыслов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География народов и народных промыслов России. Художественная роспись. Художественная обработка металла. Русская игрушка. Русское деревянное зодчество.
1.1. география народов России Сам. работа 2 12 ОК-1, ПК-3 Л1.1, Л1.3
1.2. География народных промыслов России Лекции 2 6 ОК-1, ПК-3 Л1.7, Л2.1
1.3. География народных промыслов России Сам. работа 2 12 ОК-1, ПК-3 Л1.6
1.4. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Лекции 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.4
1.5. Элементы русского народного творчества в г. Суздале Сам. работа 2 10 ОК-1, ПК-3 Л1.7
1.6. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 10 ОК-1, ПК-3 Л1.6
1.7. Суздальская керамика Лекции 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.2
1.8. Суздальская керамика Сам. работа 2 10 ОК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.4, Л1.5
1.9. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 10 ОК-1, ПК-3 Л1.6
1.10. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Лекции 2 4 ОК-1, ПК-3 Л1.5
1.11. Народные промыслы и ремёсла Владимирской области Сам. работа 2 10 ОК-1, ПК-3 Л1.6
1.12. Художественная роспись.Художественная обработка металла.Русская игрушка.Русское деревянное зодчество Практические 2 16 ОК-1, ПК-3 Л1.7

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные понятия и термины в декоративном искусстве.
2. Эстетическая сущность и специфика декоративного искусства.
3. Роль, место и значение декоративного искусства в жизни общества и человека.
4. Синтез декоративного искусства с другими видами художественно- творческой
5. деятельности человека.
6. Содержание понятия "народное художественное творчество".
7. Исторические этапы становления отечественной народной художественной культуры и их характеристика.
8. Особенности, формы и принципы декоративно-прикладного искусства.
9. Сущность утилитарно-эстетической функции народного декоративно-прикладного искусства.
10. Ремесло как явление традиционного декоративно-прикладного искусства.
11. Профессиональное и непрофессиональное в традиционной народной художественной культуре.
12. Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
13. История развития народных художественных промыслов России.
14. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
15. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
16. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и программы по сохранению народных художественных промыслов.
17. Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
18. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
19. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерь-ера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
20. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
21. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
22. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
23. Понятие и значение сувенира. Значение сувенирной продукции для развития туризма. Сувениры – реклама туристского центра. Сувенир в структуре туристского продукта. Классификация сувениров.
24. Туристские центры России и их сувенирная продукция. Товары местного производства.
25. Особенности создания турпродукта по местам бытования народных художественных промыслов.
26. Технология разработки турпродукта по местам бытования. Требования к туру. Программа и ее составляющие
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕСТ по «ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ»

Какое население преобладает в Центральной России?
А. городское
Б. сельское

Какой народ преобладает в Центральной России?
А. Чуваши.
Б. Мордва
В. Марийцы
Г. Русские

В состав, какого района входят республики?
А Центрального
Б Волго-Вятский
В Центрально-Черноземный

“Золотая Хохлома” --это народный промысел
А. г. Кирова
Б. г. Семенова
Г. Села Богородского

В городе Ростове в Ярославской области изготавливают
А Финифть
Б. деревянные игрушки
В. лаковую миниатюру

На территории Центральной России находятся города миллионники..
А. Москва
Б. Воронеж
В. Нижний Новгород
Г Санкт-Петербург
Д. Псков.

Укажите древние города Центральной России
А. Новгород
Б. Дубна
В. Санкт-Петербург
Г. Псков

Самая высокая доля горожан в
А Центральном районе
Б Волго-Вятском районе
В Центрально-Черноземном районе
Г Северо-Западном районе

Городов миллионников нет в
А Центральном районе
Б Волго-Вятском районе
В Центрально-Черноземном районе
Г Северо-Западном районе


Темы рефератов:

1. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладное искусство - основа национальной культуры, одна из важнейших областей народного творчества.
2. История декоративно-прикладного искусства Древнего мира, Античного мира, Византии.
3. История декоративно-прикладного искусства эпохи Средневековья, эпохи Возрождения.
4. История декоративно-прикладного искусства Западной Европы XVII - XX вв.
5. Отличительные особенности и влияние стилей классицизм, ампир, модерн и арт-деко на развитие декоративно-прикладного искусства.
6. История развития обработки и создание изделий из дерева, металла, кости, стекла, керамики. Орнаментальное искусство. Возникновение, развитие и значение орнамента в русской культуре.
7. Понятия «промысел», «народные художественные промыслы» и «ремесла». Крупные центры народных художественных промыслов и ремесел.
8. История развития народных художественных промыслов России.
9. Кустари, мастерские, промысловая кооперация, мануфактуры, художественные артели, фабрики и комбинаты и их влияние на развитие народных художественных промыслов и ремесел.
10. Современное состояние народных художественных промыслов России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России».
11. Сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики. Федеральные и региональные нормативно-правовые акты и п Крестьянское искусство. Функции народных художественных промыслов и ремесел.
12. Народные художественные промыслы и их классификация по видам, по материалу, по способу изготовления.
13. По видам: одежда и головные уборы; украшения; мебель и предметы интерьера; кухонная утварь и посуда; ковры и ковровые изделия; детские игрушки.
14. По материалу изготовления: дерево; глина; кости и рога животных; камень; металл; ткань; нитки; стекло; кожа и мех.
15. По способу изготовления: резьба и роспись по дереву; резьба по кости; художественная керамика; художественная обработка металла; лаковая живопись; вышивка; кружевоплетение; узорное ткачество; ковроделие; узорное вязание; ручная роспись тканей; художественная обработка кожи и меха.
16. Понятие «место традиционного бытования народного художественного промысла». Размещение народных художественных промыслов и ремесел по территории России. Основные центры народных художественных промыслов.
17. Программы по сохранению народных художественных промыслов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Организация текущей аттестации:
проводится в интерактивной и письменной формах при выполнении практических заданий индивидуального и группового характера, при разработке проекта по (тематика дисциплины), а также в форме выступлений на семинарских занятиях.
Организация итоговой аттестации (с критериями оценивания):
Осуществляется в форме зачета, на котором проверяются знания основных вопросов (тематика дисциплины);
«Зачет» ставится в случае, если студент покажет глубокое, исчерпывающее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, продемонстрирует умения анализировать ситуации, релевантные задачам его профессиональной квалификации, студент владеет знаниями теории и практики, показывает достаточное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, но имеет некоторые недостатки в ответах. Допускаются несу¬щественные ошибки и неточности.
«Незачет» рекомендуется ставить, если имел место неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов, неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кузьбожев Э.Н., Козьева И.А., Клевцова М.Г. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие для бакалавров М.: Юрайт, 2011
Л1.2 Бондарович А.А. География туристских центров: учебное пособие Изд-во Алт.ун-та, 2005
Л1.3 Бессараб Д. А. , Штефан Л. В. География международного туризма. Ч. 2. География видов туризма: ЭБС «Университетская библиотека online» ТетраСистемс, 2011
Л1.4 Е.А. Джанджугазова Маркетинг туристских территорий: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л1.5 Бондарович А.А., Праздникова Н.Н. География туризма : практикум Типография АГУ, 2011
Л1.6 Александрова А.Ю. География туризма: учеб. для вузов М.: КНОРУС, 2008
Л1.7 Александрова А.Ю. Международный туризм: учеб. для вузов М.: КноРус, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма: "Финансы и статистика", 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office _; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Поисковая система Google

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

оветы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.