МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы медиа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.05. Медиакоммуникации
ПрофильЦифровая культура и медийное производство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план42_03_05_Медиа-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 18,5 15 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8 4 4 20 20
Практические 22 22 24 24 18 18 64 64
Сам. работа 42 42 76 76 23 23 141 141
Часы на контроль 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 72 72 252 252

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко Анна Вячеславовна;ассистент, Бушманский Александр Юрьевич;к. филол. н., доцент, Валюлина Екатерина Владимировна

Рецензент(ы):
к.социол.н., директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения)", Василенко Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы медиа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.05 Медиакоммуникации (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №527)

составлена на основании учебного плана:
42.03.05 Медиакоммуникации
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор А.В.Ковалева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор А.В.Ковалева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать комплексное представление о технологиях, техниках, инструментах работы в системе медиа
обучить навыкам поиска, отбора, толкования массовой информации, навыкам фактчекинга, управления информационной повесткой дня, оценки медиапотребления созданного продукта.
ознакомить с приемами работы в различных сферах медиакоммуникации, в том числе журналистике, PR и рекламе, дать представление о различных вариантах карьеры в медиабизнесе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен учитывать тенденции развития общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и (или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах
ОПК-7 Способен учитывать эффекты и последствия своей профессиональной деятельности, следуя принципам социальной ответственности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные тенденции развития и общественных и государственных институтов, а также специфику современных медиакоммуникационных процессов, приемы работы в различных сферах медиакоммуникации, в том числе журналистике, PR и рекламе с соблюдением интересов владельцев медиа и общества, имеет представление о различных вариантах карьеры в медиабизнесе
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать взаимодействие общественных и государственных институтов для их разностороннего освещения в создаваемых медиатекстах и(или) медиапродуктах, и (или) коммуникационных продуктах;
применять изученные теоретические подходы для оценки и анализа медиакоммуникаций в современном обществе,
применять полученные знания в практической работе в сфере медиакоммуникаций, в том числе при принятии социально-ответственных решений в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками фактчекинга, управления информационной повесткой дня, рефрейминга информации, навыками работы с различными медиатехнологиями, в том числе визуальными, аудио, текстовыми (сторителлинг); навыками принятия социально-ответственных решений в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Медиапотребление
1.1. Особенности медиапотребления Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Структура и ключевые тенденции медиапотребления Практические 1 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. История медиапотребления Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Телевизионная аудитория в цифровую эпоху Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Радиопотребление Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Аудитория печатной прессы Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Приоритеты развития цифрового медиапотребления в мире Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Аудитория новых медиа Лекции 1 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Сценарии потребления новостей Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Источники аудитории для новостного медиа Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Инструменты вовлечения аудитории в редакционную деятельность Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Дистрибуция медиаконтента Практические 1 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Медиапотребление Сам. работа 1 42 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Инструментарий и навыки специалиста в сфере медиакоммуникаций
2.1. Карьерные траектории в сфере медиа Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Специальности и специализации в медиасфере Практические 2 6 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Оценка качества медиаконтента Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Фактчекинг медиаинформации Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Персональная верификация в медиа Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Верификация фото /видеоматериалов Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Оценка подачи медиаматериала Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Веб-аналитика для медиа Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Маркетинговые метрики для медиа Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Редакционные метрики для медиа Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. SMM-метрики для медиа Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Инструментарий и навыки специалиста в сфере медиакоммуникаций Сам. работа 2 76 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Медиапроизводство
3.1. Медиапроизводство Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы адаптации цифровых материалов Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Форматы современных медиа Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Медиапроизводство Сам. работа 3 13 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Медиаформаты
4.1. Медиаформаты Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Классификация медиаформатов Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Кроссплатформенный контент в медиакоммуникациях Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Social TV Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Инновационные медиаформаты: виртуальная реальность Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Инновационные медиаформаты: интерактивный контент Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Медиаформаты трансляции продуктов массовой (потребительской) культуры в журнальном сегменте Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Медиаформаты классической трансляции рекламных продуктов Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Медиаформаты Сам. работа 3 10 ОПК-2, ОПК-7 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесниченко А.В. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Познин В.Ф. ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СМИ. РАДИО- И ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Мансурова Социальные сети и СМИ: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ныркова, Любовь Михайловна Система СМИ региона : учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Как новые медиа изменили журналистику newmedia2016.digital-books.ru
Э2 Силамедиа - Мультимедийный сторителлинг sila.media
Э3 Новостная интернет-журналистика alex-alex.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу и написание курсового проекта. Изучение дисциплины завершается зачетом с оценкой. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет с оценкой. Подготовка к зачету с оценкой ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.