МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Демография

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент Еремин А.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Демография

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин А.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин А.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформулировать целостное представление о демографии как науке;
сформулировать понимание современной демографической ситуации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.отличие демографии от других наук, которые изучают население и назвать: объект, предмет, категории, методы демографии как науки
основные типы населения, специфику демографических структур
основы демографического анализа семьи и брака.
демографические понятия рождаемости и смертности, факторы, влияющие на рождаемость и смертность (биологические, социальные и т.д.).
особенности миграции как процесса и явления.
роль демографических прогнозов и демографической политики.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять и анализировать основные виды источников демографической информации
различать относительные и абсолютные демографические показатели, характеризовать их специфику
выявить особенности трансформационных процессов институтов брака и семьи в современном обществе.
оценивать тенденции уровня рождаемости и уровня смертности в мире и России.
выявлять последствия миграции для принимающей и отдающей территории.
анализировать структуру демографической политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами, используемыми в демографии (математические, статистические, социологические)
методикой расчета общих демографических коэффициентов
оценить взаимовлияние демографической ситуации и семейной структуры.
методическими расчетами демографических коэффициентов рождаемости и смертности.
методикой расчета коэффициента миграции.
основными методическими приемами прогнозирования уровней демографических процессов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Демография"
1.1. Демография как наука. Лекции 3 2 Л1.1
1.2. Демография как наука Практические 3 4 Л1.1
1.3. Демография как наука Сам. работа 3 6 Л1.1
1.4. Демографическая информация Лекции 3 2 Л1.1
1.5. Демографическая информация Практические 3 4 Л1.1
1.6. Демографическая информация Сам. работа 3 6 Л1.1
1.7. Численность и структура населения. Аспекты и тенденции изменения численности и состава населения Лекции 3 2 Л1.1
1.8. Численность и структура населения Практические 3 4 Л1.1
1.9. Численность и структура населения Сам. работа 3 6 Л1.1
1.10. Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов (2 ч.) Лекции 3 2 Л1.1
1.11. Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов Практические 3 4 Л1.1
1.12. Методы измерения численности, структуры населения и демографических процессов Сам. работа 3 6 Л1.1
1.13. Рождаемость как основное демографическое понятие и явление. Репродуктивное поведение Лекции 3 2 Л1.1
1.14. Рождаемость и репродуктивное поведение Практические 3 4 Л1.1
1.15. Рождаемость и репродуктивное поведение Сам. работа 3 6 Л1.1
1.16. Смертность как социально-демографическое понятие и явление. Самосохранительное поведение Лекции 3 2 Л1.1
1.17. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение Практические 3 4 Л1.1
1.18. Смертность, продолжительность жизни, самосохранительное поведение Сам. работа 3 6 Л1.1
1.19. Современная семья и брак: демографические и социальные проблемы Лекции 3 2 Л1.1
1.20. Брачность и разводимость Практические 3 4 Л1.1
1.21. Брачность и разводимость Сам. работа 3 6 Л1.1
1.22. Миграция и миграционное поведение Лекции 3 2 Л1.1
1.23. Миграция населения как демографический процесс Практические 3 4 Л1.1
1.24. Миграция населения как демографический процесс Сам. работа 3 6 Л1.1
1.25. Демографическое прогнозирование Лекции 3 2 Л1.1
1.26. Демографические прогнозы Практические 3 4 Л1.1
1.27. Демографические прогнозы Сам. работа 3 6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Определите объект и предмет демографии как науки.
2. Кто является автором термина демография? Какие термины были предложены в качестве названия новой науки?
3. В чем заключаются основные отличия узкой и широкой трактовок демографии как науки?
4. Кто первым поставил вопрос о воспроизводстве населения как предмета демографии?
5. Какое место занимает демография в системе знаний о народонаселении?
6. Каковы основные направления взаимодействия демографии с другими науками?
7. Какие методы используются в демографии как науке?
8. Назовите виды источников данных о населении.
9. Перечислите первичные источники демографической информации.
10. Охарактеризуйте вторичные источники демографической информации.
11. В чем заключаются принципы проведения переписи населения?
12. Что такое программа переписи населения?
13. Чем перепись отличается от социологического опроса?
14. Основные критерии выбора критического момента переписи населения?
15. Категории населения, учитываемые в переписях населения.
16. В чем заключаются основные проблемы введения регистров в нашей стране?
17. В чем заключается необходимость текущего учета населения?
18. Какие демографические события подлежат текущему учету?
19. Каковы относительные показатели динамики численности населения?
20. Определите, что такое естественный прирост (убыль) населения?
21. Каковы основные типы воспроизводства населения?
22. В чем разница между общими, специальными и частными коэффициентами в демографии?
23. Как определяется рождаемость в демографии?
24. Что такое плодовитость?
25. Каковы основные показатели, измеряющие уровень рождаемости?
26. Какова взаимосвязь общего, специального и частного коэффициентов рождаемости?
27. Что реально означает суммарный коэффициент рождаемости? Каковы предпосылки его расчета?
28. С помощью каких основных понятий можно охарактеризовать репродуктивное поведение?
29. Можно ли измерить потребность в детях?
30. Как соотносятся понятия бесплодие, стерильность, инфертильность и бездетность?
31. В чем заключаются основные причины и факторы разводимости в современной России?
32. Дайте демографическое определение смертности.
33. Как повлияли экономические и социальные преобразования 90-х годов ХХ столетия на динамику смертности и ожидаемой продолжительности жизни?
34. Каковы основные факторы уровня смертности и продолжительности жизни? Какой из них играет доминирующую роль в современной России?
35. Что такое самосохранительное поведение?
36. Что такое пробный брак? Влияет ли он на устойчивость юридически оформленного брака?
37. В чем заключаются причины распространения сожительства?
38. Какие факторы обуславливают миграцию в современной России?
39. Как миграция влияет на демографическую структуру населения?
40. Каковы показатели миграционного движения?
41. Охарактеризуйте миграционную политику современной России.
42. Что такое демографическая политика?
43. Назовите основные методы демографического прогнозирования.
44. В чем сходство и различие демографической и семейной политики?

Примерный перечень вопросов к зачету / экзамену:

1. Демография как наука. Предмет демографии. Демография и социология.
2. Источники данных о населении и демографических процессах.
3. Переписи населения: краткая история проведения.
4. Переписи населения: цели, принципы проведения.
5. Демографические коэффициенты: понятие, типология, границы применимости.
6. Демографические процессы и структуры. Понятие о видах «движения населения».
7. Структуры населения: определение, основные виды. Демографические и недемографические структуры.
8. Половой состав населения: определение, основные показатели.
9. Половой состав населения. Возрастная динамика.
10. Возрастная структура населения. Возрастные группы и контингенты.
11. Половозрастная пирамида. Методы построения, роль в демографическом анализе.
12. Изменение численности населения во времени. Основные показатели.
13. Воспроизводство населения в целом. Основные показатели.
14. Типы воспроизводства населения. Теория демографического перехода и демографической революции.
15. Современная демографическая ситуация в России.
16. Понятие рождаемости: определение, методы измерения.
17. Система коэффициентов рождаемости.
18. Исторические причины массовой малодетности семей.
19. Репродуктивное поведение.
20. Показатели идеального, желаемого и ожидаемого числа детей.
21. Потребность семьи и личности в детях.
22. Демографическое понятие смертности: определение, методы измерения.
23. Таблицы смертности: определение, основные функции.
24. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, расчет, тенденции изменения, социальное значение.
25. Основные тенденции смертности и России.
26. Младенческая смертность: понятие, методика расчета.
27. Самосохранительное поведение: понятие и структура.
28. Депопуляция – причины и последствия.
29. Брак, брачность, брачное состояние.
30. Демографическая типология семей.
31. Семья и домохозяйство в демографии.
32. Планирование семьи – понятие, роль в демографической динамике.
33. Миграция – определение, основные виды, методы измерения.
34. Характеристика миграционных процессов в мире, России и ее регионах.
35. Демографический прогноз: понятие и классификация.
36. Демографические прогнозы для России.
37. Методы демографического прогнозирования.
38. Демографическая политика – понятие, основные методы проведения.
39. Основные проблемы демографической политики в России на современном этапе.
40. Разработка концепций демографической политики на федеральном и региональном уровнях.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика рефератов
1. Брачность в России: основные тенденции.
2. Брачность и разводимость в России: тенденции и перспективы.
3. Внебрачная рождаемость: тенденции, детерминанты, перспективы.
4. Возрастная структура населения и пенсионное дело.
5. Возрастная структура населения и социально-политические процессы современной России.
6. Депопуляция России: социологическое осмысление проблемы.
7. Демографическая типология семей: понятие и динамика.
8. Демографические последствия социально-экономических реформ в России.
9. Демографические аспекты этнических конфликтов.
10. Демографические последствия эмиграции.
11. Демографическое будущее России в программных документах российских партий и движений.
12. Роль социологии в объяснении демографических процессов и явлений.
13. Демография и реклама.
14. Знаменитые люди: семейно-демографическое измерение.
15. Искусственные аборты в России: демографические и социологические аспекты.
16. Качественные методы в демографических исследованиях.
17. Миграция и рождаемость.
18. Миграция и смертность.
19. Новые репродуктивные технологии: угроза или панацея?
20. Основные концепции брачного выбора.
21. Очередность рождения и талант: миф или реальность?
22. Подростковая рождаемость: причины, масштабы и социальные последствия.
23. Потребность в детях как социологическая категория.
24. Разводимость в России: тенденции, причины, последствия.
25. Применение демографических методов в маркетинговых исследованиях.
26. Семейно-демографический портрет преступника.
27. Социальная мобильность и репродуктивное поведение.
28. Социологическое осмысление младенческой и ранней детской смертности.
29. Социологические проблемы регулирования пола будущего ребенка.
30. Социолого-демографические аспекты алкоголизма и наркомании.
31. Средний класс в России: семейнео0демографическое измерение.
32. Старение населения и социальная политика России.
33. Старение населения России: экономические, политические и социальные последствия.
34. Демографический переход в России.
35. Применение социологических методов в изучении демографических процессов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Еремин Демография: учебное пособие для вузов Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/493
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.demoscope.ru
Э2 www.gks.ru
Э3 www.demographia.ru
Э4 Курс в Moodle "Демография" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office_; Word, Excel, PowerPoint и др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.