Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор
1.1. | получение студентами начального социолого-политического образования, приобретение способности рационально – критически осмысливать политические и социальные явления и процессы. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-3 | способностью ориентироваться в политических и социальных процессах |
ПК-10 | способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | объект, предмет, категории, структуру, функции социологии и политологии; методологию и методы исследования; основные этапы и направления развития социологической и политологической мысли, основные современные концепции и парадигмы; понятие, сущность, структуру и типологию общества как социополитической системы; специфику подхода к анализу личности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | уметь анализировать современные социальные и политические проблемы общества; формулировать проблемы и гипотезы, строить объект и предмет социологического и политологического исследования |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками восприятия и анализа текстов, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология как наука | ||||||
1.1. | Понятие социального. Объект и предмет социологии. | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Особенности социологических методов исследования. Структура и уровни социологических знаний. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Функции социологии | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Общество как целостная социокультурная система | ||||||
2.1. | Понятие «общество». Основные признаки общества. Типология общества. | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Гражданское общество | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социальные институты | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Социально-классовая структура общества | ||||||
3.1. | Социальная структура и социальное неравенство. Социально-классовая структура и социальная стратификация. | Лекции | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Средний класс и его роль в обществе. Маргиналы. | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Социальная мобильность | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Социальные общности | ||||||
4.1. | Понятие «Социальная общность». Большие социальные общности | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Этнические общности | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Малые социальные группы | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Личность – основной элемент общества | ||||||
5.1. | Социологическое понятие личности. Структура личности. Социальные статусы и социальные роли | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Социализация личности | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Самореализация личности | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Социальное действие, взаимодействие и поведение | ||||||
6.1. | Социальное действие: понятие и сущность. Социальное взаимодействие. Социальное поведение | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Социальный контроль | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Девиантное поведение | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Социальные конфликты | ||||||
7.1. | Конфликт как социальный феномен общественной жизни. | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Основные виды социальных конфликтов | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Основные стадии развития конфликта | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Политика. Политическая система общества | ||||||
8.1. | Понятие и структура политической системы. Функции политической системы. | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Типология политических систем. | Практические | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Политическая система России | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 9. Политические режимы | ||||||
9.1. | Понятие «политический режим» | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
9.2. | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим | Практические | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
9.3. | Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Военный режим. Демократический режим | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 10. Государство | ||||||
10.1. | Понятие государства. Основные признаки государства. Устройство государства и формы правления | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
10.2. | Структура и формы территориального устройства государства | Практические | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
10.3. | Структура федеративного устройства России | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 11. Политические партии | ||||||
11.1. | Политическая партия: понятие, сущность. История возникновения партий. Функции политической партии | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
11.2. | Партийные системы | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
11.3. | Российская партийная система | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 12. Политическая власть и властные отношения | ||||||
12.1. | Понятие, структура и сущность власти. Особенности политической власти. Легитимность политической власти. Соотношение законности и легитимности власти | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
12.2. | Политическая власть и политическое господство. Принципы разделения власти | Практические | 1 | 2 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
12.3. | Политическое лидерство в России | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 13. Политическое лидерство | ||||||
13.1. | Понятие и сущность лидерства. Типология политических лидеров. Теории лидерства | Лекции | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
13.2. | Функции политического лидера. Лидер или вождь | Практические | 1 | 1 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
13.3. | Структура политической власти в России | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-3, ПК-10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гаджиев, К. С. | Политология: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/20BC0745-33F4-4C62-B5B5-FA9D276D4271 |
Л1.2 | А. И. Кравченко | Социология: | , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с | www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ответственный редактор: Семененко И.С. | Идентичность : Личность, общество, политика: энциклопедическое издание: | Москва: Весь Мир, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Личность в системе социально-политических отношений | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) | ||
Э2 | Личность в системе социально-политических отношений | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э3 | Личность в системе социально-политических отношений | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э4 | Личность в системе социально-политических отношений | ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |