МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 74
самостоятельная работа 43
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Лабораторные 36 36 18 18 54 54
Сам. работа 26 26 17 17 43 43
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент , Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.02 ТУРИЗМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2015г. №1463)

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме" является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области информационных технологий в туризме и гостиничной деятельности, глобальными системами бронирования и информационными системами автоматизации в предприятиях сервиса, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы информационно-коммуникационных технологий готовностью к применению их в туристской деятельности и новых форм обслуживания потребителей и профессиональные информационно-коммуникационные технологии на основе информационной и библиографической культуры с учетом основных требований информационной безопасности
- основы информационно-коммуникационных технологий готовностью к применению их в туристской деятельности и основы обработки научно-технической информации в области туристской деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту туристского продукта
- находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности и применять полученные знания по информационно-коммуникационным технологиям и методам исследовательской деятельности в туризме
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками поиска и способностью к продвижению и реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий и методикой решения задач в профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий
- способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности и методикой решения задач в профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникативных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные процессы в туризме
1.1. Структура и классификация современных информационных технологий в туризме Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
1.2. Глобальные формы реализации систем бронирования и резервирования Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
1.3. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
1.4. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Структурный анализ современных систем резервирования: APPOLO (United Airlines), SABRE (American Airlines), WORLDSPAN (Delta Airlines, TWA), AMADEUS (Lufthansa, Iberia, Air France, SAS) Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. Структура и классификация современных информационных технологий в туризме
2.1. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
2.2. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
2.4. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
2.5. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др Сам. работа 3 7 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Автоматизированные информационные системы в управлении туристским комплексом
3.1. Типы информационных систем менеджмента применяемые в туризме. Оценка преимуществ и недостатков специализированных пакетов прикладных программ для туризма Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.2
3.2. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft), система САМО-Тур(фирма Само) Программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт) Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л2.2, Л1.1
3.3. Автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group) Программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) и др. Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Локальные и глобальные компьютерные сети, их назначение, топология и возможности использования в туризме Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
Раздел 4. Автоматизированные информационные системы в управлении гостиничным комплексом
4.1. Автоматизированные информационные системы в управлении гостиничным комплексом Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
4.2. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
4.3. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
4.4. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест
5.1. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест Лекции 3 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
5.2. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Лабораторные 3 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
5.3. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
5.4. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса. Лабораторные 3 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
5.5. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет. Развитие Интернет-бронирования в российской туристском бизнесе Сам. работа 3 6 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
Раздел 6. Применение мультимедийных технологий в туризме
6.1. Основные направления использования мультимедийных технологий в туристическом бизнесе и СКС Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
6.2. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.3. Просмотр, отбор, создание, редактирование и удаление документов. Поиск в журнале документов. Создание отчетов. Восстановление и сохранение отчетов. Детализация отчетов. Печать отчета. Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.4. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1
6.5. Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
6.6. Основные классификационные признаки современных информационных технологий в туризме и социально-культурной сфере. Функциональные характеристики глобальных автоматизированных систем бронирования и резервирования, коммуникационных средств, мультимедийных технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.7. Информационные системы туроперейтинга Лекции 4 2 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.8. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.9. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
6.10. Назначение, состав и функциональные возможности автоматизированных информационных систем управления гостиничным комплексом. Функциональная и структурная организация основных программных продуктов: Hotel-2000, Русский отель, информационные системы фирмы Рексофт Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
6.11. программный комплекс Туристический офис (фирма Туристические технологии), программа Интурсофт (фирма Интурсофт), автоматизированная информационная система ANT-Group (фирма ANT-Group), программные комплексы Эдельвейс, Барсум, Реконлайн (фирма Recsoft) Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.12. Основные компоненты и функции информационных систем туроперейтинга. Функциональные возможности программных продуктов для туристического бизнеса: программы TurWin, Чартер, Овир (фирма ArmSoft) Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.13. Основные направления развития туризма в свете применения информационных технологий. Лекции 4 3 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
6.14. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.15. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
6.16. Влияние информационных технологий на расширение функциональных возможностей объектов социально-культурного сервиса Лабораторные 4 1 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
6.17. Качественное изменение структуры турпакетов и туристического продукта при применении информационных технологий. Новые возможности распространения и реализации турпродукта, использование Интернет в сфере турбизнеса Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.2
6.18. Использование автоматизированных информационных систем в управлении туристическими фирмами, гостиничными комплексами и другими объектами СКС. Сам. работа 4 1 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.19. Задачи технического и технологического оснащения предприятий и учреждений социально- культурного сервиса и туризма. Технология бронирования туров и гостиничных мест. Лекции 4 3 ОПК-1 Л1.2, Л2.2
6.20. Установление стимулирования сбыта туристского продукта. Выбор инструментов стимулирования сбыта, выявление круга наиболее перспективных участников технологического процесса Лабораторные 4 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.21. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Лабораторные 4 3 ОПК-1 Л2.3, Л1.1
6.22. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Лабораторные 4 3 ОПК-1 Л2.2, Л1.1
6.23. Использование системы бронирования турпродукта и гостиничного номера через систему Интернет. Преимущества бронирования турпродукта через систему Интернет Сам. работа 4 5 ОПК-1 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
6.24. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в туризме и СКС. Перспективные направления и тенденции развития компьютерных информационных технологий в социально-культурной и туристической сфере. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя. Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.25. Экзамен 4 27 ОПК-1, ПК-6 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трофимов В. В. ; Отв. ред. Трофимов В. В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В 2 Т. ТОМ 1. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Трофимов, В. В. Информационные технологии в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / В. В. Трофимов ; отв. ред. В. В. Трофимов: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FC4AE65-453C-4F6A-89AA-CE808FA83664
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов Информационные технологии: учеб. пособие М.:Проспект, 2016
Л2.2 Гаврилов М.В., Климов В.А. Информатика и информационные технологии : учебник для прикладного бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 М.В.Гаврилов, В.А.Климов Информатика и информационные технологии : учебное пособие М.: Юрайт// ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. Гургенидзе, А. Видеоконференцсвязь: вчера, сегодня, завтра / А. Гургенидзе. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. connect. ru/article. asp? id=7268.
6. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
7. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
8. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
9. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
10. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
11. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
12. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
13. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
14. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
15. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
16. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.