Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.01. Сервис |
Профиль | Социально-культурный сервис и туризм |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_01_С-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 54 | 54 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
1.3. | Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | ||||||
2.1. | Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
2.2. | Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
2.3. | Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | ||||||
3.1. | Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
3.2. | Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
3.3. | Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | ||||||
4.1. | Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
4.2. | Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
4.3. | Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 5. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. | ||||||
5.1. | Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
5.2. | Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
5.3. | Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 6. Развитие туризма после второй мировой войны. | ||||||
6.1. | Развитие туризма после второй мировой войны. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
6.2. | Развитие туризма после второй мировой войны. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
6.3. | Развитие туризма после второй мировой войны. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 7. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. | ||||||
7.1. | Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
7.2. | Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
7.3. | Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития. | ||||||
8.1. | История развития туризма в России. Основные этапы развития. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
8.2. | История развития туризма в России. Основные этапы развития. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
8.3. | История развития туризма в России. Основные этапы развития. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | ||||||
9.1. | Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
9.2. | Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
9.3. | Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | ||||||
10.1. | Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | Лекции | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
10.2. | Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | Практические | 1 | 3 | Л2.1, Л2.2 | |
10.3. | Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов | ||||||
11.1. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
11.2. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
11.3. | Развитие туризма под руководством профсоюзов | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 12. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | ||||||
12.1. | Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
12.2. | Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
12.3. | Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. | Сам. работа | 1 | 4 | Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | ||||||
13.1. | Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | Лекции | 1 | 1 | Л2.1, Л2.2 | |
13.2. | Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | Практические | 1 | 2 | Л2.1, Л2.2 | |
13.3. | Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. | Сам. работа | 1 | 6 | Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету по дисциплине «История туризма и гостеприимства» 1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма 2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения 3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени 4. Основные законодательные акты о туризме 5. Периодизация туризма в Западной Европе 6. Факторы развития туризма 7. Роль туризма в экономике различных государств 8. Обзор законодательной базы по туризму 9. Характеристика этапов в истории развития туризма 10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма 11. Три фазы развития концепции свободного времени 12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций 13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,) 14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая. 15. Первые путешествия и открытия Древней Индии 16. Путешествия в эпоху античности 17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.) 18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.) 19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки 20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма 21. Развитие картографии 22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция» 23. Первые путешественники нашей эры 24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье 25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв. 26. Европа в классическое средневековье 27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв. 28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов 29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение 30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей 31. Путешествия Христофора Колумба и их значение 32. Путешествия Васко да Гама 33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана 34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом 35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро 36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв. 37. История развития туризма в России 38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг) 39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров) 40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна 41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии 42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков. 43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти 44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова 45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг. 46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг. 47. Организационные формы туризма 48. Исследователи и путешественники Алтая |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Примерная тематика курсовых проектов (работ) 1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России. 2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма. 3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний 4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма. 5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий. 6. История путешествий в России до начала 19 века. 7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России. 8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века. 9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках. 10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. | История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Биржаков, М. Б. | Введение в туризм: учеб. для вузов | Невский фонд, 2006 г. | |
Л2.2 | Соколова М.В. | История туризма: учеб. пособие для вузов | Академия, 2006 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана. | |||
Э2 | 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана. | |||
Э3 | 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана. | |||
Э4 | 4. Поисковая система: http://www.google.com/ | |||
Э5 | 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/ | |||
Э6 | 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru | |||
Э7 | https://www.biblio-online.ru/viewer/3097EAD7-220D-4913-AE5D-FBC2A96DDEBE#page/2 ЭБС АлтГУ | |||
Э8 | Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
401М | кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия |
• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса. • Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе. • Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения. • Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности. • Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме. |