МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История туризма и гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.02. Туризм
ПрофильТехнологии и организация внутреннего и международного туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_02_Т-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Наталья Геннадьевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История туризма и гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.02 "Туризм" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.02 Туризм
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
ПК-6 способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического и культурного различия, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
основы культурных и философских знаний, главные этапы и закономерности исторического и культурного различия в научно-технической информации в области туристкой деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике и анализировать закономерности формирования социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического и культурного различия, способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельност

применять полученные знания на практике и анализировать закономерности формирования социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического и культурного различия, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности; использовать закономерности исторического развития применять полученные знания на практике и анализировать закономерности формирования социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического и культурного различия, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.первоначальными практическими навыками формирования социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализом закономерностей исторического и культурного различия, способностью находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности
первоначальными практическими навыками формирования социальных, культурных и этнических элементов философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического и культурного различия, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
1.3. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
2.1. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
2.2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Практические 2 3 ОК-1 Л2.2, Л2.1
2.3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
3.1. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1
3.2. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Практические 2 3 ОК-1 Л2.2, Л2.1
3.3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.
4.1. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1
4.2. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 3 ОК-1 Л2.2, Л2.1
4.3. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.
5.1. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Лекции 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1
5.2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
5.3. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Развитие туризма после второй мировой войны.
6.1. Развитие туризма после второй мировой войны. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
6.2. Развитие туризма после второй мировой войны. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
6.3. Развитие туризма после второй мировой войны. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма.
7.1. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
7.2. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
7.3. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
8.1. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
8.2. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
8.3. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Сам. работа 2 4 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.
9.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
9.2. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
9.3. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ.
10.1. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Лекции 2 2 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
10.2. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Практические 2 3 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
10.3. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 4 ОК-1 Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов
11.1. Развитие туризма под руководством профсоюзов Лекции 2 1 ОК-1, ПК-6 Л2.2, Л2.1
11.2. Развитие туризма под руководством профсоюзов Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1
11.3. Развитие туризма под руководством профсоюзов Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
12.1. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Лекции 2 1 ОК-1 Л2.2, Л2.1
12.2. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Практические 2 2 ОК-1 Л2.2, Л2.1
12.3. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 4 ПК-6 Л2.2, Л2.1
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО.
13.1. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Лекции 2 1 ОК-1 Л2.2, Л2.1
13.2. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Практические 2 2 ПК-6 Л2.2, Л2.1
13.3. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 6 ОК-1 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. ФОС в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. ФОС в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

см. ФОС в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л2.2 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Freely Available Standards. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://standards. iso. org/ittf/PubliclyAvailableStandards/.
2. Аналитические материалы о социальных сетях [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. social-networking. ru.
3. Архитектура программного обеспечения государственных информационных систем [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. lanit. ru.
4. Базовые международные и российские стандарты в области открытых систем. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cert. stankin. ru/1/1-2-3.html.
5. Интернет — среда обитания. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/comer/gl1.shtml.
6. Искусственный интеллект. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. transhumanism-russia. ru/content/view/16/138/.
7. Концепция стандартизации программного обеспечения. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. economy. gov. ru.
8. Кузнецов, В. В2С: состояние и перспективы. Аналитика, Статистика / В. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. e-commerce. ru/.
9. Кузнецов, С. Интернет в бизнесе и бизнес в Интернете / С. Кузнецов. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. citforum. ru/internet/.
10. Макаревич, Н. Мобильная коммерция / Н. Макаревич. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. proms. ru/book-mobile_office. html.
11. Прохоров, А. Электронное правительство в цифрах и фактах / А. Прохоров // КомпьютерПресс. 2006. — № 5. — http://www. compress. ru/article. aspx? id=15845&iid=750
12. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий: курс лекций /В. А. Сухомлин. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://master. cmc. msu. ru:8081/lectures/AnalizeIT/index. html.
13. Функциональные роли компьютеров в сети: лекция. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. intuit. ru/department/network/networkbasics/1/.
14. Черный, В. Sun: системы управления цифровыми медиаданными /В. Черный // Открытые системы. 1997. — № 6. — http://www. osp. ru/os/1997/06/179296/
15. Экономическая эффективность внедрения ИТ-системы. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www. m2system. ru/t_analit. shtml.
16. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2010. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
17. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
18. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
19. Поисковая система: http://www.google.com/
20. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
21. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
22. Отдел статистики ООН http://unstats.un.org/
23. Всемирный банк Основная статистическая продукция Банка - ежегодная публикация «Показатели глобального развития». http://data.worldbank.org/
24. World Factbook. Данные по странам мира. http://cia.gov/factbook/
25. Бюро статистики Международной организации труда. http://laborsta.ilo.org/
26. Отдел статистики ЮНЕСКО Статистическая информация в сфере образования, науки, культуры. http://dis.unesco.org/
27. (ЮНКТАД). http://unctadstat.unctad.org/
28. Всемирная туристская организация:http://www.world-tourism.org
29. Всемирный совет по путешествиям и туризму: http://www.wttc.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Советы по подготовке к зачету и экзамену
Подготовка студентов к сдаче экзамена включает в себя:
− работу с программой учебного курса;
− поиск источников информации (печатными: учебников, нормативных правовых актов, дополнительной литературы и электронными: научные сайты, сайты администраций субъектов Федераций, муниципальных районов и т.д.) и их изучение;
− использование конспектов лекций, материалов семинарских занятий;
− консультирование у преподавателя.

Рекомендации по использованию информационных технологий
Информационные технологии позволяют эффективно организовать образовательный процесс (в том числе и самостоятельную работу).
Обработка статистического материала рекомендовано проводить в специальных программах (например, MS Office Microsoft Excel), что облегчает процедуру анализа данных. Данные программы позволяют не только провести необходимые трудоемкие расчеты, но и визуализировать цифровой материал, что способствует более глубокому анализу структурных и временных данных.
Информационные технологии используются на всех этапах обучения студента: подготовительная обработка, этап анализа изучаемого объекта, получение результатов.

Рекомендации по самостоятельной работе студента

Самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем.
Для подготовки к семинарским занятиям, а также выполнения контрольных работ необходим доступ студентов к Интернет-ресурсам через компьютерные классы факультета и университета.
Для успешного усвоения материала необходимо пользоваться литературой, указанной в перечне учебно-методического комплекса, посещать лекционные занятия. При подготовке докладов на семинарские занятия рекомендуется составить плана ответа, приводить примеры, использовать наглядный материал.
Осознанно подходить к изучению предлагаемого курса, формировать научное системное восприятие изучаемого материала. Учиться применять полученные знания в собственной специальности, переносить теоретический материал на практику. Учиться систематизировать изучаемый материал и интегрировать его в собственный опыт и имеющиеся знания.