МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История туризма и гостеприимства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильГостиничное дело
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план43_03_03_ГД-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Прудникова Н.Г.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
История туризма и гостеприимства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 "Гостиничное дело" (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 октября 2015 года № 1169

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело: Гостиничная деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н.,доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины _История туризма и гостеприимства является подготовка специалистов, владеющих знаниями в области истории туризма и гостеприимства с древнейших времен до конца XVII века и предпосылках зарождения туристской индустрии в разных странах, умеющих их использовать в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-6 готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения туризма и гостеприимства, исторические предпосылки возникновения туризма
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания на практике, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития туризма и гостеприимства для использования в своей деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применять полученные знания на практике и быть способным диверсифицировать сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными и и сторическими традициями

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма.
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
1.2. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
1.3. Исторические предпосылки возникновения и развития путешествий. Предыстория туризма. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия
2.1. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
2.2. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
2.3. Путешествия в Средневековье. Паломнические и просветительские путешествия Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий.
3.1. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
3.2. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
3.3. Развитие туризма в 19 – начале 20 веков. Зарождение туристских предприятий. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука.
4.1. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
4.2. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
4.3. Появление первых туристских организаций. Значение деятельности Т. Кука. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов.
5.1. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
5.2. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
5.3. Развитие туризма с начала 20 века до 50-х годов. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Развитие туризма после второй мировой войны.
6.1. Развитие туризма после второй мировой войны. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
6.2. Развитие туризма после второй мировой войны. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
6.3. Развитие туризма после второй мировой войны. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 7. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма.
7.1. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
7.2. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
7.3. Развитие туризма в 70 – 90 годы. Современное состояние туризма. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 8. История развития туризма в России. Основные этапы развития.
8.1. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
8.2. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
8.3. История развития туризма в России. Основные этапы развития. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 9. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века.
9.1. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
9.2. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
9.3. Становление и развитие туристско-экскурсионного дела в Российской империи в 19 начале 20 века. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 10. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ.
10.1. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Лекции 2 2 Л2.2, Л2.1
10.2. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Практические 2 3 Л2.2, Л2.1
10.3. Туристско-экскурсионная работа в 1917 – 1927 годах. Создание и деятельность ОПТЭ. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 11. Развитие туризма под руководством профсоюзов
11.1. Развитие туризма под руководством профсоюзов Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
11.2. Развитие туризма под руководством профсоюзов Практические 2 2 Л2.2, Л2.1
11.3. Развитие туризма под руководством профсоюзов Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта.
12.1. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
12.2. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1
12.3. Современное состояние туризма в России. Культурное наследие России как вид турпродукта. Сам. работа 2 4 Л2.2, Л2.1
Раздел 13. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО.
13.1. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Лекции 2 1 Л2.2, Л2.1
13.2. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Практические 2 2 Л2.2, Л2.1
13.3. Международные конференции по туризму и путешествиям. Роль Организации объединенных наций в развитии туризма. Создание ВТО. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету по дисциплине «История туризма и гостеприимства»
1. Определение, цели, методы исследования и функции в истории туризма
2. Туризм как явление общественной жизни. Международная классификация перемещения населения
3. Классификация туризма в зависимости от места, способа передвижения, цели, времени
4. Основные законодательные акты о туризме
5. Периодизация туризма в Западной Европе
6. Факторы развития туризма
7. Роль туризма в экономике различных государств
8. Обзор законодательной базы по туризму
9. Характеристика этапов в истории развития туризма
10. Понятие интенсивности туризма и факторы развития туризма
11. Три фазы развития концепции свободного времени
12. Основные этапы истории туризма. Мотивы путешествий и причины миграций
13. Первые путешествия древности (Междуречье и Месопотамия, Египет, Финикия,)
14. Путешествия и открытия цивилизации Древнего Китая.
15. Первые путешествия и открытия Древней Индии
16. Путешествия в эпоху античности
17. Путешествия древних греков (Геродот, Евдокс и др.)
18. Маршруты арабских путешественников (Ибн Баттут, Иби-аль-Варди и др.)
19. Путешествия нормандских мореплавателей в IX веке. Посещение викингами Северной Америки
20. Олимпийские игры как вид спортивного туризма
21. Развитие картографии
22. Поход Александра Македонского - «научная экспедиция»
23. Первые путешественники нашей эры
24. Походы и путешествия в Европе в раннее средневековье
25. Арабские ученые-путешественники IX – XIV вв.
26. Европа в классическое средневековье
27. Великие географические открытия и путешествия XV – XVI вв.
28. Важнейшие географические открытия во время Крестовых походов
29. Походы Генриха Мореплавателя и их значение
30. Путешествия средневековых Китайских и Арабских мореплавателей
31. Путешествия Христофора Колумба и их значение
32. Путешествия Васко да Гама
33. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана
34. Открытие и освоение новых земель в Центральной Америки Э. Кортесом
35. Открытие и освоение новых земель в Южной Америке Фр. Писсаро
36. Географические открытия русских путешественников X–XVII вв.
37. История развития туризма в России
38. Северные морские путешествия (Ченслен, Баренц, Беринг)
39. Освоение Сибири и Дальнего Востока (Ермак, Дежнев, Хабаров)
40. Кругосветное путешествие И.Ф. Крузенштерна
41. Экспедиции Н.М. Пржевальского по Центральной Азии
42. Развитие экскурсионного дела в России в начале XVIII и XX веков.
43. Туристско-экскурсионная работа в первые годы Советской власти
44. Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия К.К. Ренгартена и А.П. Панкратова
45. Организация туристской деятельности в СССР 1927-1940 гг.
46. Развитие туризма в СССР 1950-1980 гг.
47. Организационные формы туризма
48. Исследователи и путешественники Алтая
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерная тематика курсовых проектов (работ)
1. Развитие самодеятельного и детского туризма в России.
2. Роль Великих географических открытий в развитии туризма.
3. Роль древних путешествий в развитии географических знаний
4. Создание первых географических обществ и их роль в развитии туризма.
5. Путешествия древних людей. Мотивация путешествий.
6. История путешествий в России до начала 19 века.
7. Зарождение первых туристских и экскурсионных обществ в России.
8. Особенности развития туризма в разных странах до начала 20 века.
9. Факторы, способствующие развитию путешествий в 15 – 18 веках.
10. Заслуга Петра первого в развитии путешествий в России.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л2.2 Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. для вузов Невский фонд, 2006 г.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Ratanews [ Электронный ресурс] : Еженедельная туристская газета. / Электрон. газета.– М. , 1998 – 2011. – Режим доступа к газете: http://www.ratanews.ru – Загл. с экрана.
Э2 2. Турбизнес[Электронный ресурс]: Ежемесячный туристский журнал/ Электрон.журнал. –М., 1998-2011. - Режим доступа к журналу: http://www.tourbus.ru – Загл. с экрана.
Э3 3. Туризм: практика, проблемы, перспективы[ Электронный ресурс] : Ежемесячный журнал/ Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://www.tpnews.ru - Загл. с экрана.
Э4 4. Поисковая система: http://www.google.com/
Э5 5. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.national-geographic.ru/ngm/200811/
Э6 6. Ежемесячный журнал о путешествиях: http://www.geo.world.ru
Э7 Курс в Moodle "История туризма и гостеприимства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
401М кабинет топографии и геодезии, лаборатория ландшафтного проектирования – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка DA-LITE - 1 единица; карта СФО настенная, настенная карта особо охраняемых природных территорий и объектов, учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

• Знание основных процессов изучаемой предметной области, глубина и полнота раскрытия вопроса.
• Владение терминологическим аппаратом и использование его при ответе.
• Умение объяснить сущность явлений и процессов, приводить примеры, делать выводы и обобщения, давать аргументированные объяснения.
• Умение анализировать ситуации, применять полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности.
• Владение монологической речью, логичность и последовательность ответа, умение четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свое мнение по обсуждаемой проблеме.