МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессиональное деловое общение в рекламной и PR-деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
ПрофильРеклама и связи с общественностью в государственных и бизнес-структурах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филол. н.,, доцент, Валюлина Е.В.;преподаватель, Логиновская А.В.

Рецензент(ы):
к.социол.н.,, доцент, директор ИП «Василенко» (+ WEB – Актуальные интернет решения), Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Профессиональное деловое общение в рекламной и PR-деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №512)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения данной дисциплины является помочь студенту сформировать представление об основных принципах делового общения;научить студентов анализировать и использовать принципы делового общения в соответствующих ситуациях; уметь применять теоретические знания к анализу конкретных ситуаций и материалов;уметь проводить презентации, переговоры, выступления; писать деловые письма;эффективно участвовать в организации и проведении мероприятий делового хврактера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
ОПК-1 Способен создавать востребованные обществом и индустрией медиатексты и (или) медиапродукты, и (или) коммуникационные продукты в соответствии с нормами русского и иностранного языков, особенностями иных знаковых систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает нормы устной и письменной речи русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в сфере делового общения; особенности и закономерности создания эффективной коммуникации; особенности внутренней и внешней коммуникации организации
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать нормы устной и письменной речи русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в рамках делового общения; создавать эффективную коммуникационную инфраструктуру организации; устанавливать нужные деловые связи, находить поддержку и союзников
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками владения устной и письменной речью русского языка (и иностранного языка), а также правила вступления в коммуникацию для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; навыками установления доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей; налаживать внутреннюю и внешнюю коммуникации в организации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
1.1. Сущность делового общения.Структура делового общения. Психология влияния в деловом общении Лекции 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Основные коммуникативные навыки Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Деловое общение в группе Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность общения Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Вербальные и невербальные средства общения. Конгруэнтность общения Сам. работа 7 4 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Понятие барьеров общения. Основные виды барьеров Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Понятие барьеров общения. Основные виды барьеров Сам. работа 7 4 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Позиционирование в деловом общении. Личность в деловом общении. Психологическая структура личности и практика делового общения Лекции 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Самопрезентация и позиционирование в деловом общении Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Основные способы психологического воздействия в деловом общении Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Основные способы психологического воздействия в деловом общении Сам. работа 7 3 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. ФОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Деловая беседа.Деловое общение по телефону. Деловые переговоры Лекции 7 6 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Практика ведения переговоров Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Особенности ведения переговоров Сам. работа 7 6 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Практика проведения презентаций Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Особенности создания эффективной презентаци Сам. работа 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Руководитель-подчиненный. Этика профессионального поведения руководителя Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Понятие делового совещания, основные цели и типы совещаний Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2
2.8. Этика профессионального поведения руководителя Сам. работа 7 4 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Конфликты в деловом общении Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Конфликты в деловом общении Сам. работа 7 4 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Взаимодействие с аудиторией в деловом выступлении: установление контакта, коммуникативный контроль, ответы на вопросы, завершение выступления Лекции 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Приемы конструктивной критики в деловом общении Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Особенности конструктивной критики Сам. работа 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.14. Основные особенности телефонного общения и требования к деловому телефонному разговору Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.15. Приемы эффективного установления контакта в деловой беседе. Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.16. Тактика постановки вопросов в деловой беседе Практические 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.17. Обработка возражений в деловой беседе Лекции 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.18. Документационное обеспечение делового общения Лекции 7 2 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.19. Документационное обеспечение делового общения Сам. работа 7 6 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.20. Итоговый контроль Экзамен 7 27 ОПК-1, УК-4, УК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Штукарева, Е.Б. Культура речи и деловое общение: учебное пособие Перо, 2015 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=445886
Л1.2 В. В. Кузнецов Общая и профессиональная педагогика : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2020 www.biblio- online.ru/book /37288DC1- 4074-4EAC- BD6C- 468AE95C7F 3B
Л1.3 Кузнецов И.Н. Деловое общение: Изд-во: Издательство "Дашков и К" , 2017 Электронный ресурс ЭБС Лань https://e.lanbook.com/book/93544#book_name
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.А. Стернин Стернин, И.А. : Типы речевых культур : учебное пособие 2-е изд., стер. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375702
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Клуб специалистов PR www.pr-club.com
Э2 Сайт библиотеки АлтГУ www.ib.asu.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э4 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" e.lanbook.com
Э5 Деловое общение- сайт для Вашего бизнеса bisiness.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
405Д специализированная аудитория с мультимедийным оборудованием кафедры связей с общественностью и рекламы - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; учебные пособия; презентационные материалы; наглядные материалы; компьютер: марка AquariusIntelCeleron   - 1 единица; стационарный проектор: марка VivitekD517 - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta - 1 единица
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается экзаменом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Экзамен. Подготовка к экзамену ведется на основе полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.