МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Выдающиеся искусствоведы России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Выдающиеся искусствоведы России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2019 г. № 7
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.04.2019 г. № 7
Заведующий кафедрой канд. искусствоведения, доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины «Выдающиеся искусствоведы России»: сформировать способность анализировать и объяснять историко-культурные , формально-образные, семантические и социокультурные аспекты в эволюции истории искусства для возможности их применения в исследованиях по истории искусств.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- познакомиться с концепциями развития искусства Д.В.Сарабьянова
- рассмотреть научные работы И.Э.Грабаря
- изучить основные исследования М.А.Алпатова
- рассмотреть труды по истории русского искусства В.В.Стасова
- изучить основные аспекты деятельности в области истории искусства А.Бенуа
- рассмотреть исследования Б.Р.Виппера в области теории искусства
- познакомиться с трудами А.А.Федорова-Давыдова
- научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к прошлому

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историко-культурные, формально-образные, семантические и социокультурные аспекты в эволюции истории искусства в научных трудах, выдающихся отечественных искусствоведов: Д.В. Сарабьянова, И.Э. Грабаря, М.А. Алпатова, Б. Виппера, А.А. Федорова-Давыдова, А. Бенуа, В.В. Стасова, А.А. Федорова-Давыдова.
Основные концепци Д.В. Сарабьянова, И.Э. Грабаря, М.А. Алпатова, Б. Виппера, А.А. Федорова-Давыдова, А. Бенуа по проблемам истории и теории отечественного и зарубежного искусства.
Принципы научной реставрации произведений искусства И.Э. Грабаря.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические и социокультурные аспекты в эволюции истории искусства.
Применять труды выдающихся отечественных искусствоведов в качестве источников по истории и теотии искусства, а также в области художественной критики.
Обобщать опыт выдающихся отечественных искусствоведов в области охраны памятников истории и культуры.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки искусствоведческого анализа произведений искусства.
Иметь навыки критического анализа искусствоведческих источников и литературы.
Иметь навыки к адаптации теоретических заний в практической деятельности: при описании и анализе памятников истории икультуры, для написания резенций, отзывов на искусствоведческие публикации, в области реставрации памятников искусства и архитектуры

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические аспекты курса
1.1. Актуальность, предмет и задачи курса «Отечественные искусствоведы XIX–XX вв.» Обзор источников и литературы. Лекции 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Актуальность, предмет и задачи курса «Отечественные искусствоведы XIX–XX вв.» Обзор источников и литературы. Практические 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Исторические аспекты курса
2.1. В.В. Стасов – теоретик и критик Лекции 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. В.В. Стасов – теоретик и критик Практические 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. В.В. Стасов – теоретик и критик Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. А. Бенуа, как историк и критик искусства Практические 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. А. Бенуа, как историк и критик искусства Сам. работа 2 20 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.6. И.Э. Грабарь. Основные труды по истории русского искусства Лекции 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.7. И.Э. Грабарь. Основные труды по истории русского искусства Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.8. И.Э. Грабарь. Основные труды по истории русского искусства Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.9. Б.Р. Виппер. Основные труды Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.10. Б.Р. Виппер. Основные труды Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.11. Б.Р. Виппер. Основные труды Сам. работа 2 6 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.12. А.А. Федоров-Давыдов. Его взгляды на проблемы отечественного искусства Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.13. А.А. Федоров-Давыдов. Его взгляды на проблемы отечественного искусства Сам. работа 2 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.14. М.В. Алпатов. Основные направления исследовательской деятельности Лекции 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.15. М.В. Алпатов. Основные направления исследовательской деятельности Практические 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.16. М.В. Алпатов. Основные направления исследовательской деятельности Сам. работа 2 10 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.17. В.С. Кеменов – историк искусства Сам. работа 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.18. Д.В. Сарабьянов - исследователь русского искусства Сам. работа 2 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.19. Д.В. Сарабьянов - исследователь русского искусства Практические 2 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.20. Д.В. Сарабьянов - исследователь русского искусства Сам. работа 2 12 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.21. Зачет 2 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гнедич П.П. История искусств: М.: Директ-Медиа // ЭБС "Университетская библиотека online", 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36374
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская, Тамара Михайловна; Нехвядович, Лариса Ивановна Введение в историю искусств: Учебное пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС Алтайского государственного университета, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Лань"
Э2 ЭБС "Университетская библиотека он-лайн"
Э3 http://vm.kemsu.ru/rus/links2.html
Э4 http://www.archaeolog.ru/?id=22
Э5 http://archaeology.asu.ru/portal/Электронные_интернет_ресурсы
Э6 http://www.ipdn.ru/rics/va/
Э7 История русского искусства Грабарь И.Э. М.БИЗНЕССОФТ, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека)
Э8 Мир театра, балета, кино М. : РАВНОВЕСИЕ. - (Великое наследие)Т. 10. - 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)[Электронный ресурс]
Э9 История искусства 2 CD for Windows. –М. : Кирилл и Мефодий ; М. :Дрофа ; М. : Нью Медиа Дженерейшн
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение