МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Невербальные аспекты коммуникации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план42_03_01_РиСО-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 48 48 48 48
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Жеребненко А.В.

Рецензент(ы):
директор ИП "Василенко (+WEB. Актуальные интернет решения) , Василенко И.А.

Рабочая программа дисциплины
Невербальные аспекты коммуникации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№997)

составлена на основании учебного плана:
42.03.01 Реклама и связи с общественностью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 21.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.социол.н., профессор Ковалева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление с основными семиотическими классами и сферами использования невербальных средств коммуникации
-рассмотреть основные направления исследования невербальных средств коммуникации в зарубежной и отечественной науке;
-познакомить с семиотическими классами невербальных средств коммуникациями;
-очертить функциональный потенциал невербалики, специфику функционирования невербальных средств в сравнении с вербальными;
-представить нормативно-правовые аспекты использования невербальных средств коммуникации в публичных сферах;
-познакомить с особенностями невербального поведения в межличностной и деловой коммуникации в целях установления взаимопонимания, устранения напряжений и стрессов, разрешения конфликтов, совершенствования и развития позитивных отношений между людьми;
-отметить особенности невербального поведения в межкультурном аспекте в целях оптимизации прогнозируемого взаимодействия коммуникантов, принадлежащих к разным этносам;
-прокомментировать особенности использования невербальной семиотики в рекламном дискурсе;
-выработать у студентов практические умения и навыки посильной диагностики невербальных кластеров коммуникации в режиме наблюдения и анализа.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью участвовать в создании эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, обеспечении внутренней и внешней коммуникации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знать технологию создания эффективной коммуникационной инфраструктуры организации для обеспечения внутренней и внешней коммуникации, основные правила антистрессового невербального воздействия; основные поведенческие невербальные стратегии и стили.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет ориентироваться в сложностях создания эффективной коммуникационной инфраструктуры организации, особенности внутренней и внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации; оценивать собственные невербальные предпочтения и модели поведения (невербальный аутопортрет); - при необходимости контролировать использование собственных невербальных средств (особенно в конфликтной ситуации); - целенаправленно проводить наблюдение за использованием невербальных средств коммуникантами, сканировать особенности невербального поведения конкретной личности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками создания эффективную коммуникационную инфраструктуру организации, поддерживать коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами; навыками семиотического анализа коммуникативной ситуации; навыками оценки невербальных средств в профессиональных текстах; навыками невербальной самокоррекции.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Невербальные средства коммуникации. Палитра исследований. Вербалика и невербалика: сходное и различное Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Прагматическая ориентация исследований невербалики
2.1. Прагматическая ориентация исследований невербалики: невербалика в межличностной, групповой, межкультурной коммуникации. Невербалика: имидж, реклама, маркетинг Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Прагматическая ориентация исследований невербалики: невербалика и право Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Семиотические системы невербальных средств
3.1. Семиотические системы невербальных средств: паралингвистика, кинесика, ольфакция и гастика Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Семиотические системы невербальных средств: окулесика, такесика Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Семиотические системы невербальных средств: проксемика, хронемика, систематика Лекции 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Практики анализа невербальных средств
4.1. Тренинги, игры Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.2. Подготовка к тренингам, играм Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.3. Тренинги, игры. Специфика русского невербального поведения. Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.4. Подготовка к тренингам, играм Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.5. Невербальное автопортретирование Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.6. Подготовка автопортрета Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.7. Невербальное гетеропортретирование Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.8. Подготовка гетеропортрета Сам. работа 5 6 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.9. Детекция лжи Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.10. Подготовка к тренингам, играм Сам. работа 5 12 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.11. Невербалика в рекламе. Невербалика и этикетные нормы Практические 5 2 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
4.12. Подготовка к тренингам, играм Сам. работа 5 12 ПК-6 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Таратухина, Ю. В. Теория межкультурной коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/38FEC208-90B2-4A5C-80D3-D345F8F29F7F
Л1.2 Венедиктова, Т. Д. Основы теории коммуникации : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/AED74604-151A-4E99-B405-163B0931EC5D
Л1.3 Собольников, В. В. Невербальные средства коммуникации : учебное пособие для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/DF857881-6A18-453E-9BE8-D33746F5F18E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багана, Ж. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие ФЛИНТА, 2017 e.lanbook.com
Л2.2 Тимашева, О.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Гузикова, М. О. Основы теории межкультурной коммуникации : учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4FB266A8-D7E7-447B-B2C6-D63C26E7A2AA
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мультимедийное издание «Как читать человека» www.ozon.ru
Э2 Фильм «Жесты: диагностика лжи» www.youtube.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft
Microsoft
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и практические занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Подготовка к лекции заключается в следующем: прочитайте учебный материал по теме лекции в учебниках и учебных пособиях, уясните место изучаемой темы в своей профессиональной подготовке, выпишите основные термины, уясните, какие учебные элементы остались для вас неясными, запишите вопросы, которые вы зададите лектору на лекции.
Для лекционной работы требуется отдельная тетрадь. Запишите за лектором тему и план лекции, в начале лекции уясните цель лекции, которую ставит лектор перед собой и вами, внимательно слушайте лектора, отмечайте наиболее существенную информацию и кратко записывайте ее в тетрадь, сравнивайте то, что вы слышите на лекции, с прочитанным ранее и располагайте, компонуйте новую информацию в собственную, уже имеющуюся систему знаний или создавайте новую систему. По ходу лекции в своем тексте подчеркивайте новые термины, записывайте их отдельно или отмечайте их среди терминов, написанных вами при подготовке к лекции, вслед за лектором рисуйте схемы и таблицы, по мере рассказа лектора структурируйте учебный материал. Если лектор приглашает к дискуссии, участвуйте в ней. Если на лекции вы не получили ответы на подготовленные вами вопросы, задайте их. При подготовке к занятиям прочитайте записанную лекцию, подчеркните наиболее важные фразы, составьте словарь новых терминов, завершите структурирование учебного материала.
Практическое занятие – форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением студентами учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практическое занятие позволяет развить у студентов профессиональную культуру и профессиональную коммуникацию. Преподаватель в этом случае является координатором обсуждений предложенных практических заданий, подготовка которых является обязательной. Поэтому тема, практические задания и основные источники обсуждения предлагаются студентам заранее. Цели обсуждения и выполнения заданий направлены на формирование знаний, умений и навыков профессиональной полемики и формирование компетенций. На этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов по решению проблем и заданий, а в процессе занятия идет активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.
Зная тему практического занятия, необходимо готовиться к нему заблаговременно: читать рекомендованную и дополнительную литературу, конспект лекций, руководстве к практическим занятиям, структурировать материал, составлять словарь терминов, отвечать на контрольные вопросы, решать ситуационные задачи и т.п. На практическом занятии вы можете получить консультацию преподавателя по любому учебному вопросу изучаемой темы.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: руководствоваться графиком самостоятельной работы, выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.
Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план.