МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг рынка туристских услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Направление подготовки43.03.01. Сервис
ПрофильСоциально-культурный сервис и туризм
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план43_03_01_С-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг рынка туристских услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017г. №514)

составлена на основании учебного плана:
43.03.01 Сервис
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства

Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Мониторинг рынка туристских услуг» является реализация основной профессиональной образовательной программы,
предполагает командное выполнение проектов полного жизненного цикла.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен осуществлять основные функции управления сервисной деятельностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Содержание, цели и задачи социально-экономического мониторинга.
- Структуру туристской индустрии.
- Методологические основы мониторинга.
3.2.Уметь:
3.2.1.- разработать программу мониторинга туриндустрии,
- оценить состояние развития туриндустрии,
- выделить тенденции развития.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками сбора и обработки информации о состоянии туриндустрии; методами оценки уровня развития туриндустрии и прогнозирования развития туриндустрии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие мониторинга. Виды, схема и значение социально-экономического мониторинга.
1.1. Мониторинг как информационная система. Классификация видов мониторинга. Структурные элементы мониторинга. Социально-экономический мониторинг. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Социально-экономический мониторинг Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Подготовка доклада Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Методы наблюдения развития туриндустрии как объекта мониторинга.
2.1. Информационные источники мониторинга. Требования к источникам информации. Статистика туризма.Методы наблюдения развития туриндустрии как объекта мониторинга. Лекции 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Информационные источники мониторинга. Практические 8 4 Л1.1, Л3.1
2.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. . Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Принципы и подходы к управлению, измерению и оценке развития и работы организации туриндустрии.
3.1. Принципы и подходы к управлению, измерению и оценке развития и работы организации туриндустрии. Практические 8 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Расчетно-графические работы. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Сам. работа 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Оценка состояния развития объектов туриндустрии. Методы оценки и анализа основных тенденций развития рынка
4.1. Оценка состояния развития объектов туриндустрии. Методы оценки и анализа основных тенденций развития рынка Лекции 8 6 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Оценка развития турииндустрии Практические 8 4 Л1.1, Л3.1
4.3. Расчетно-графические работы. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Подготовка к контрольной работе. Сам. работа 8 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Прогнозирование рыночной ситуации. Виды прогнозирования. Методы прогнозирования
5.1. Прогнозирование рыночной ситуации. Виды прогнозирования. Методы прогнозирования Практические 8 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Прогнозирование Лекции 8 4 Л1.1, Л3.1
5.3. Поиск и обзор литературы и электронных источников в библиотеке. Конспектирование. Расчетно-графические работы. Написание реферата. Сам. работа 8 8 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы:
1. Понятие и классификация социально-экономического мониторинга.
2. Цели и задачи мониторинга туриндустрии.
3. Принципы организации и проведения.
4. Структурные элементы мониторинга туриндустрии.
5. Место мониторинга туриндустрии в социально-экономическом мониторинге региона.
6. Статистические источники информации.
7. Показатели мониторинга туристского рынка.
8. Оценка экономической роли туризма.
9. Международный опыт оценки экономической роли туризма.
10. Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации.
11. Анализ пропорциональности развития рынка. Коэффициент соотношения, компаративный индекс.
12. Оценка эластичности спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Парадокс Джиффена. Парадокс Вебелена.
13. Анализ основной тенденции развития методы. Методы выявления тренда. Укрупнение интервала динамического ряда. Метод скользящей средней.
14. Анализ цикличности и сезонности развития рынка. Методы анализа.
15. Методы расчета и анализа уровня и структуры цен.
16. Научные основы экономического прогнозирования. Виды прогнозов. Принципы прогнозирования.
17. Классификация и область применения методов прогнозирования.
18. Формализованные методы.
19. Экспертные (интуитивные) методы. Метод экспертных оценок.
20. Виды экспертных оценок. Метод Дельфи.
21. Комплексные системы прогнозирования.
22. Верификация прогнозной модели.
23. Правовые основы мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов.
24. Мониторинг состояния туристских ресурсов.
25. Модели системы мониторинга туриндустрии на примере г. Санкт-Петербурга.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов:
1. Проблемы статистического учета в туриндустрии.
2. Международные рекомендации по организации статистического учета в туризме.
3. Опыт организации мониторинга туриндустрии в г. Санкт-Петербурге.
4. Опыт организации мониторинга туриндустрии в Краснодарском крае.
5. Оценка уровня развития туриндустрии Краснодарского края.
6. Оценка уровня развития туриндустрии Калининградской области.
7. Оценка уровня развития туриндустрии Иркутской области.
8. Оценка уровня развития туриндустрии Алтайского края.
9. Оценка уровня развития туриндустрии Р.Алтай.
10. Оценка сезонности развития гостиничного сервиса на примере одного из субъектов РФ.
11. Факторы, определяющие уровень развития туриндустрии.
12. Прогнозирование развития туриндустрии на примере одного из субъектов РФ.
Примерные тестовые задания

1. Мониторинг - это:
a. Наблюдение за состоянием объекта.
b. Прогноз развития объекта.
c. Система наблюдений, анализа и прогноза состояния объекта.
d. Анализ получаемых данных о состоянии и развитии объекта.
2. Социальная эффективность туризм:
А) в разработке государственных программ
Б) в размещении информации в сети Интернет
В) в доступности большинства видов туризма для различных социальных слоев общества
Г) в доступности туризма для детей
3. Предприятия, относящиеся к индустрии развлечений:
А) учебные центры
Б) турфирмы
В) цирки, театры, зоопарки
Г) курортные гостиницы
4. Наличие возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей людей в туруслугах:
А) культурно-досуговые ценности
Б) социокультурный потенциал сферы туризма
В) культурная этика
Г) факторы туризма
5. Неоспоримым фактором повышения конкурентоспособности санатория или пансионата является:
А) курортная анимация
Б) шведский стол
В) архитектурное решение пансионата
Г) наличие первой береговой линии
6. Наличие возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей людей в туруслугах:
А) культурно-досуговые ценности
Б) социокультурный потенциал сферы туризма
В) культурная этика
Г) факторы туризма
7. Предпочтительным методом оценки абсолютных показателей развития рынка является...
a. системный анализ
b. факторный анализ
8. Туризм характеризуется:
a. высоким уровнем эффективности
b. медленной окупаемостью инвестиций
c. низким уровнем эффективности
d. быстрой окупаемостью инвестиций
9.Система показателей развития рынка туристских услуг для регионов включает....
a. среднюю величину туристских расходов в месяц
b. среднюю величину туристских расходов в сутки
c. среднюю величину туристских расходов в год
10. Производители туристского продукта - это...
a. туристские фирмы (туроператоры и турагенты)
b. туристы
c. правительственные организации
11. Определите три основных субъекта туристского рынка...
a. государственные организации
b. туристские организации, фирмы
c. потенциальные туристы
d. предприятия общественного питания
e. учреждения культуры
12. Предложение на туристском рынке - это...
a. вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения
b. вся масса произведенных услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения
13. Скорость туристского кругооборота во многом определяется...
a. сезонностью туризма
b. количеством туристов
c. квалификацией сотрудников турфирмы
14. Предложение туристских услуг характеризуется...
a. эластичностью на изменение цен
b. неэластичностью на изменение цен
15. Емкость туристского рынка - это...
a. его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта
b. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении
c. его способность произвести то или иное количество туристского продукта
16. Цикл туристского продукта проходит....
a. четыре стадии
b. одну стадию
c. две стадии
17. С понижением спроса туристское предложение становится...
a. эластичным
b. практически неэластичным
18. Комплексным показателем уровня экономического развития туристской сферы является:
a. плотность хозяйственной деятельности в регионе - величина совокупного общественного продукта региона на 1 кв.км его территории
b. размещение и развитие производительных сил туристкой сферы в регионе
19. Главная цель проведения мониторинга туриндустрии – это…
a. обеспечении органов государственного и муниципального управления полной, достоверной и своевременной информацией о процессах, протекающих в различных сферах жизнедеятельности населения.
b. определение основных индикаторов, дающих наиболее полное представление о социально-экономическом развитии определенного вида деятельности;
c. диагностику процессов, протекающих, выявление положительных и негативных тенденций;
d. разработку сценариев развития рынка туристских услуг
20. В анализе пропорциональности рынка используются:
a. компаративный индекс
b. индекс сезонности
c. укрупнение интервала динамического ряда;
d. метод скользящей средней
21. Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором…
a. исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования
b. исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания
c. по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза

6. Оценка уровня развития туриндустрии Калининградской области.
7. Оценка уровня развития туриндустрии Иркутской области.
8. Оценка уровня развития туриндустрии Алтайского края.
9. Оценка уровня развития туриндустрии Р.Алтай.
10. Оценка сезонности развития гостиничного сервиса на примере одного из субъектов РФ.
11. Факторы, определяющие уровень развития туриндустрии.
12. Прогнозирование развития туриндустрии на примере одного из субъектов РФ.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. М. Бутакова Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учеб. пособие для вузов М.: КноРус, 2008 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.054.3/Б 93-255054
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. С. Боголюбов, В. П. Орловская Экономика туризма: учеб. пособие М.: Академия, 2008
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто О.В. Мониторинг туристской индустрии: учеб. пособие для студентов очного отд-ния геогр. фак. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Российский Союз Туриндустрии. http://www.rostourunion.ru/
Э2 2. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э3 3. Федеральное агентство по туризму. http://www.russiatourism.ru/
Э4 4. Статистика туризма http://www.danilenko.info/tourstat.htm
Э5 5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
Э6 6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю: http://ak.gks.ru/
Э7 Курс в moodle "Мониторинг рынка туристских услуг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Российский Союз Туриндустрии. Код доступа: http://www.rostourunion.ru/
2. Федеральная служба государственной статистики. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
3. Федеральное агентство по туризму. Код доступа: http://www.russiatourism.ru/
4. Статистика туризма. Код доступа: http://www.danilenko.info/tourstat.htm
5. Основные направления совершенствования статистики международного туризма. Код доступа: http://tourlib.net/books_tourism/aleks24.htm
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Код доступа: http://ak.gks.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.