Закреплена за кафедрой | Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства |
---|---|
Направление подготовки | 43.03.02. Туризм |
Профиль | Технология и организация туроператорских и турагентских услуг |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 43_03_02_Т-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра рекреационной географии, сервиса, туризма и гостеприимства
Протокол от 21.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Редькин Александр Германович
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины Прогнозирование и планирование развития туризма в Алтайском крае: являются: освоение теоретических знаний в области прогнозирования и планирования туристской деятельности, приобретение умений использовать эти знания в профессиональной деятельности и формирование необходимых компетенций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-3 | готовностью к реализации проектов в туристской индустрии |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологию прогнозирования и планирования туристской деятельности, систему планов, их содержание и взаимосвязь с развитием туристской индустрии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать научные гипотезы, разработки и программы, прогнозировать развитие туристской индустрии, определять перспективные направления туристской деятельности и формировать хозяйственную стратегию туристского предприятия. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками формирования на основе принципов планирования и прогнозирования программ развития туристской индустрии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности. | ||||||
1.1. | Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности. | Лекции | 7 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Методология прогнозирования и планирования туристской деятельности. | Практические | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата. | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Анализ тенденций развития мирового и российского рынка туризма | ||||||
2.1. | Анализ основных тенденций развития въездного и внутреннего туризма на мировом рынке за последние 3-5 лет | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Анализ состояния и тенденций развития внутреннего и въездного туризма в России за последние 3-5 лет | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Анализ тенденций развития мирового и российского рынка туризма | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата | Сам. работа | 7 | 14 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Анализ развития внутреннего и въездного туризма в дестинации в динамике за 3-5 лет | ||||||
3.1. | Характеристика состояния и тенденций развития внутреннего и въездного туризма в Алтайском кр | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Анализ состояния индустрии туризма, туристских ресурсов и инфраструктуры Алтайского края с использованием принятых в туристских исследованиях качественных и количественных характеристик | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Анализ государственного регулирования туристской деятельностью и государственной политики в сфере туризма в Алтайском крае | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Анализ развития внутреннего и въездного туризма в Алтайском крае в динамике за 3-5 лет | Практические | 7 | 16 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям. Подготовка и написание реферата | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Стратегические ориентиры, цели, задачи и основные параметры развития туристской дестинации, на примере Алтайского края | ||||||
4.1. | Цели и задачи развития туризма в регионе. Прогнозные качественные и количественные параметры развития туризма в Алтайском крае | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Цели и задачи развития туризма в регионе. Прогнозные качественные и количественные параметры развития туризма в Алтайском крае | Практические | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Ситуационные тесты (анализ конкретной ситуации), кейс-метод. Научно-исследовательская работа студентов | Сам. работа | 7 | 18 | ПК-3 | Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 5. Разработка прогнозов сценариев развития туристской деятельности. | ||||||
5.1. | Определение перечня стратегических проектов и механизмов реализации стратегии туризма в Алтайском крае | Лекции | 7 | 2 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Аудит состояния туристской дестинации и формирования направлений стратегического развития | Практические | 7 | 8 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Подготовка к аттестации | Сам. работа | 7 | 26 | ПК-3 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1.Роль прогнозирования и планирования в рыночной экономике: 2. Современная индустрия туризма: роль планирования в развитии туризма: 3. Анализ основных тенденций развития въездного и внутреннего туризма на мировом рынке за последние 3-5 лет 4. Анализ состояния и тенденций развития въездного и внутреннего туризма в России за последние 3-5 лет. 5. Факторы уникальности туристско-рекреационного потенциала Алтайского края. 6. Преимущества экономико-географического положения Алтайского края. 7. Преимущества климатических условий Алтайского края. 8. Экологическая обстановка в Алтайском крае. 9. Анализ текущего социально-экономического состояния Алтайского края. 10. Анализ конкурентной среды с точки зрения туристской привлекательности Алтайского края. 11. Закон Алтайского края «О стратегическом планировании в Алтайском крае». 12. Оценка социально-экономического потенциала развития Алтайского края. Туристско-рекреационный потенциал. 13. Стратегические проблемы Алтайского края, сдерживающие его социально-экономическое развитие. 14. Сценарии социально-экономического развития Алтайского края. 15. Стратегическая цель и задачи социально-экономического развития Алтайского края. 16. Стратегические направления и приоритеты развития туризма в Алтайском крае. 17. Анализ перспективных факторов развития туризма в Алтайском крае. 18. Динамика развития туристской сферы Алтайского края. 19. Государственное регулирование туристской деятельности в Алтайском крае на региональном уровне. 20. Состояние существующей туристской индустрии и инфраструктуры Алтайского края. 21. Туристско-ресурсное зонирование территории Алтайского края. 22. Туристско-рекреационные кластеры. Кластерная политика Алтайского края в сфере туризма. 23. ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета». 24. Оценка рекламно-информационной деятельности в сфере туризма Алтайского края. 25.Оценка эффективности использования существующего туристского бренда Алтайского края. 26. Оценка доступности туристских объектов для разных групп потенциальных потребителей рекреационного сервиса Алтайского края. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Стратегическое управление сферой туризма как социально-экономической системой. 2. Стратегические ориентиры развития туристской дестинации. 3. Методические подходы к формированию стратегии развития туристской дестинации. 4. Общая характеристика государственного управления в сфере туризма. 5. Понятие и сущность туризма как социально-экономической системы. 6. Государственное управление сферой туризма: зарубежный и отечественный опыт. 7. Организация управления в сфере туризма в Российской Федерации. 8. Анализ современного состояния туристкой отрасли Алтайского края. 9. Характеристика состояния туристских ресурсов, индустрии туризма и инфраструктуры Алтайского края. 10. Государственная политика и система управления сферой туризма в Алтайском крае. 11. Совершенствование системы управления туристской отраслью Алтайского края 12. Динамика и перспективы развития туризма в Алтайском крае - государственная и инвестиционная поддержка. 13. Стратегическое управление сферой туризма: направления совершенствования. 14. Аудит состояния туристской дестинации и формирования направлений стратегического развития. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Тестовые задания, рефераты |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скобкин С.С. | СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | В. Е. Арефьев | Теоретические основы туризма: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз | Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учеб. для вузов: [пер. с англ.] | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2007 | |
Л2.2 | Скобкин С.С. | ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИЗМА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.rectech.ru | |||
Э2 | www.4p.ru | |||
Э3 | www.pcweek.ru | |||
Э4 | www.cfin.ru | |||
Э5 | www.e-xecutive.ru/workshop | |||
Э6 | www.tacisinfaru/ru/case | |||
Э7 | www.sostav.ru | |||
Э8 | www.marketingandresearch.ru | |||
Э9 | www.cfin.ru/marketing/bain_size.pdf | |||
Э10 | www.dis.ru/im/marketing | |||
Э11 | www.cfin.ru/marketing/bain_optimize.pdf | |||
Э12 | eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА | elibrary.ru | ||
Э13 | ЭБС "Университетская библиотека онлайн" | biblioclub.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office, Excel, PowerPoint+ выход в Internet. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС "Университетская библиотека онлайн": https://biblioclub.ru/ eLIBRARY.RU - НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА: https://elibrary.ru/ http://www.altairegion22.ru ttp://alttur22.ru http://www.visitaltai.info http://www.russiatourism.ru http://akstat.gks.ru http://www.gks.ru http://mkrf.ru http://www2.unwto.org http://www.econom22.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мониторинг туристской индустрии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям В курсе семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Методические рекомендации по организации реферативной работы Реферат является обзорным (по нескольким источникам - книгам, главам, статьям). Реферат, как правило, излагается своими словами. Точные определения и цитаты вводятся лишь особо значимые и те, против содержания которых референт (составитель реферата) возражает. План реферата определяется исследователем. Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части): ■ краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата); ■ сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности научной информации по теме (главная часть реферата); ■ замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, ее значении. Написанный реферат становится основой для устного сообщения. После того, как студент изучил научную литературу по теме, систематизировал полученную информацию, следует приступить к работе над рефератом. Композиционная структура реферата включает следующие основные элементы: ■ титульный лист, ■ содержание, ■ введение, ■ основную часть, ■ заключение, ■ литература, Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется строго по образцу. После титульного листа помещается содержание, в котором приводятся все заголовки реферата и указываются страницы, с которых они начинаются. Далее следует введение, в котором обосновывается актуальность выбранной темы, приводится краткий обзор литературы, излагается цель работы и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования. В основной части реферата раскрывается данная тема. Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение», составляющее итоговые результаты. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей реферата и отражает самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в тексте реферата. Если её автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте реферата и которые фактически не были использованы. Объем реферата должен составлять 12-15 страниц машинописного текста. Выбирая тему реферата, студенту необходимо исходить из следующего: ■ интереса студента к конкретной разделу; ■ возможности получения информации из различных источников для раскрытия темы работы. Тема и план реферата должен быть согласован с преподавателем. Рефераты выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель - углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Рефераты должны быть самостоятельны и правильно оформлены. Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС «Университетская библиотека online, elibrary). Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время. Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины перед практическим занятием или после его проведения. Выполнение заданий предполагает работу студента в системе Moodle. Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций, в том числе о выполненных заданиях в системе Moodle. Студент сдает зачет при следующих условиях: - логически правильно построенный и содержательный ответ (с примерами); - максимальное раскрытие сущности предложенных вопросов с привлечением конкретных примеров; - связь между теоретической базой изученных ранее учебных дисциплин. |