МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки02.03.01. Математика и компьютерные науки
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план02_03_01_МиКН-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., зав.кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №949)

составлена на основании учебного плана:
02.03.01 Математика и компьютерные науки
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова И.А., д.пс.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о современной роли обучения и воспитания в развитии личности, механизмах и условиях становления личности в процессе обучения и воспитания, о многообразии современных методов обучения и воспитания и техниках педагогического взаимодействия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: К.М.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и к самообразованию
ПК-8 способностью представлять и адаптировать знания с учетом уровня аудитории
ПК-10 способностью к планированию и осуществлению педагогической деятельности с учетом специфики предметной области в образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю возникновения, развития педагогической психологии и её современное состояние
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать современные теории обучения и воспитания; определять наиболее оптимальные условия для обучения,
воспитания в соответствии с возрастными особенностями детей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.опытом решения профессиональных задач на основе знаний особенностей организации педагогической и учебной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Краткий исторический очерк становления педагогической психологии Лекции 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет, задачи, актуальные проблемы современной педагогической психологии Практические 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методы исследования в педагогической психологии Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Сущность понятия обучения. Актуальные проблемы современного школьного обучения Лекции 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Обучение как условие развития. Гипотеза Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития Практические 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Современные направления обучения Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Психологическая сущность и структура учебной деятельности Лекции 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Компоненты учебной деятельности Практические 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Проблема неуспеваемости учащихся в процессе учебной деятельности Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. НАУЧЕНИЕ И ЕГО ЗАКОНОМЕРНОСТИ
4.1. Сущность научения и его виды Лекции 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Современные зарубежные теории научения Практические 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Руководство научением. Роль подкрепления и наказания в научении Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
5.1. Многообразие представлений о процессе воспитания Лекции 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Психологические аспекты воспитания Практические 6 4 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Структура воспитательного процесса Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. ПСИХОЛОГИЯ УЧИТЕЛЯ
6.1. Предмет и направления исследования психологии учителя Лекции 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Личность учителя как условие эффективного обучения Практические 6 2 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Педагогическая деятельность Сам. работа 6 12 ОК-7, ПК-8 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И. Ю. Кулагина Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М.: Трикста, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Педагогическая психология Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Педагогическая психология ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.