Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психол. н., профессор Ральникова И.А.
1.1. | Изучение психологии толпы и масс как отрасли социальной психологии и изучение феноменологии и механизмов стихийного массового поведения: сущность стихийного массового поведения, психологические особенности индивида в толпе,механизмы управления толпой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-1 | способностью применять закономерности и методы науки в решении профессиональных задач |
ПК-10 | способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные закономерности, методы, приемы психологии толпы и массовых беспорядков |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в специфике и структуре психологии толпы и массовых беспорядках, обобщать и систематизировать знания по проблемам, темам курса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса в профессиональной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Толпа и массовые беспорядки в современном мире | ||||||
1.1. | Толпа в житейском и психологическом смысле | Лекции | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
1.2. | Виды толпы. Сетевая толпа. | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
1.3. | Когнитивные технологии массовых беспорядков. Умная толпа. Технологии ненасильственных действий толпы | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
1.4. | Толпа как модель «черного ящика» | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
Раздел 2. Психологические особенности толпы | ||||||
2.1. | Повышенная подверженность эмоциональным волнениям и эмоциональное заражение | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
2.2. | Повышение роли примера окружающих как фактора мотивации. Стирание индивидуальных различий между людьми | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
2.3. | Предпосылки к появлению униформы. Способность активизироваться и пойти за лидером | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
2.4. | Возможность вдохновить толпу на выполнение самой невероятной задачи и невосприимчивость к аргументам, основанным на логике и здравом смысле | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
Раздел 3. Факторы формирования толпы. Психологические типы толпы. Сценарии поведения толпы | ||||||
3.1. | Внешние и внутренние факторы формирования толпы | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
3.2. | Тип толпы I: приближение к предмету потребности при благоприятных условиях среды и достаточности ресурсов | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
3.3. | Тип толпы II: удаление от предмета потребности при неблагоприятных условиях среды и недостаточности ресурсов | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
3.4. | Толпа типа III: борьба за предмет потребности при неблагоприятных условиях среды и достаточности ресурсов | Практические | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
Раздел 4. Управление толпой как субъектом массовых беспорядков | ||||||
4.1. | Внешнее противопоставление толпы (МЫ) другим (ОНИ). Участники толпы | Лекции | 6 | 4 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
4.2. | Нормативность поведения участников толпы. Факторы, способствующие и препятствующие превращению пассивной толпы в действующую | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
4.3. | Потребности, определяющие поведение участников толпы | Практические | 6 | 2 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
4.4. | Пространственные характеристики толпы. Перемещения людей внутри толпы и движение толпы. Прочие факторы | Сам. работа | 6 | 15 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
4.5. | экзамен | Экзамен | 6 | 27 | ОПК-1, ПК-10 | Л3.1, Л3.2, Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.6, Л2.2, Л2.7, Л2.4, Л2.3, Л2.8, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Г. Лебон | Психология народов и масс: | Москва : Директ-Медиа, 2007 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Платонов Ю. П. | Социальная психология поведения: | Питер, 2006 | |
Л1.3 | Назаретян А. П. | Психология стихийного массового поведения: толпа, слухи, политические и рекламные кампании: | Высшая школа, 2005 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Андреева, Г.М. | Социальная психология : учебник для вузов | Аспект Пресс, 2008 | |
Л2.2 | Прангишвили А.В. | Социальная психология паники в свете понятия установки. В кн.: Прангишвили А.В. Исследования по психологии установки: | , 1967 | |
Л2.3 | Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П | Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. : | Дрофа, 2007 | |
Л2.4 | Арипов Э. А | Предупреждение массовых беспорядков: | Российский следователь. – 2008. - № 8. – С. 22-25., 2008 | |
Л2.5 | Филатов Н. | Проблемы безопасности поведения в толпе: | ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 1999. - № 8. – С. 22-24., 1999 | |
Л2.6 | Московичи С. | Век толпы: | , 1996 | |
Л2.7 | Шестопал Е.Б | Политическая психология: Учебник | , 2002 | |
Л2.8 | Есеновский В. | Как уберечься в толпе: | ОБЖ: Основы безопасности жизни. – 2001. - № 10. – С. 33-34., 2001 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. | Организационная культура и лидерство: учебник | СПб.[и др.]: Питер, 2008 | |
Л3.2 | Богомолова Н.Н. | Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие для вузов | М.: Аспект Пресс, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ | |||
Э2 | ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional; Office 2010 Professional Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов. В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |