МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные процессы в образовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, доцент кафедры педагогики ВШ и ИОТ, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные процессы в образовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор Морозова Ольга Петровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у магистранта целостного представления о структуре и содержании инновационных процессов в образовании,
формирование активной субъектной позиции в реализации инновационной деятельности в образовательной организации, развитие инновационного мышления и инновационной культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
ПК-2 Способен организовывать и осуществлять воспитательную деятельность в организациях основного общего, среднего общего образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые понятия инновационной деятельности;
виды и классификацию инноваций;
современные тенденции развития образовательной системы;
критерии инновационности образовательных процессов;
принципы проектирования новых учебных программ и разработки инновационных методик организации
образовательного процесса;
содержание технологических инноваций;
содержание экономических инноваций;
содержание управленческих инноваций;
содержание организационных инноваций;
ключевые характеристики инновационного мышления;
системообразующие подходы к организации инновационной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять комплексный анализ качества реализации инновационной деятельности в образовательной
организации;
разрабатывать стратегию инновационного развития образовательной среды;
выстраивать полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса и социальных партнеров с
целью инновационной модернизации образовательной среды;
управлять инновационными процессами в образовательной организации;
проектировать инновации в образовательном процессе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации научно-исследовательской деятельности по проектированию инноваций в образовательную среду;
мониторинга качества реализации инноваций в образовательной среде;
управленческой деятельности в области индивидуальных и групповых технологий принятия управленческих
решений по проектированию инноваций в образовательной среде.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Инновационные процессы в образовании
1.1. Цели и задачи изучения курса Лекции 1 2 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Педагогикая инноватика Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Педагогическая инноватика Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Педагогическая инноватика Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.5. Инновационный потенциал педагогической культуры Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.6. Инновационный потенциал педагогической культуры Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.7. Инновационный потенциал педагогической культуры Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.8. Классификации педагогических инноваций Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.9. Классификации педагогических инноваций Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.10. Классификации педагогических инноваций Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.11. Программа опытно-эспериментальной работы Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.12. Программа опытно-эспериментальной работы Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.13. Программа опытно-эспериментальной работы Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.14. Логика инновационной деятельности Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.15. Логика инновационной деятельности Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.16. Логика инновационной деятельности Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.17. Терминологический аппарат дисциплины Лекции 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.18. Терминологический аппарат дисциплины Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.19. Терминологический аппарат дисциплины Сам. работа 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.20. Тестирование по дисциплине Практические 1 4 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.21. Работа с дополнительными источниками Сам. работа 1 8 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.22. Написание научной статьи Сам. работа 1 8 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Зачет
2.1. Подготовка к зачету Сам. работа 1 14 УК-1, УК-3, ОПК-8, ПК-2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие. В 2 ч. – Ч.1 АлтГУ, 2009
Л1.2 Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
Л1.3 А. В. Хуторской Педагогическая инноватика: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л2.2 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Лекции по курсу «Личностно-ориентированные технологии обучения в профессиональной подготовке специалистов»: учебное пособие АлтГУ, 2006
Л2.3 Т. И. Грабельных, В. А. Решетников Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России: научно-методические материалы ИрГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные процессы в образовании" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить, не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.