МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогика дополнительного образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНЕT (реорганизована) 72
Направление подготовки44.04.01. Педагогическое образование
ПрофильПедагог школьного и дополнительного образования в сфере информатики и робототехники
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_04_01_ИиР-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17,329999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Тырина М.П.

Рецензент(ы):
д.п.н., проф., Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Педагогика дополнительного образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №126)

составлена на основании учебного плана:
44.04.01 Педагогическое образование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НЕT (реорганизована) 72

Протокол от 15.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Морозова О.П., д-р пед. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.становление профессиональной компетентности будущего педагога как готовности к
решению педагогических задач, связанных с пониманием теории и практики дополнительного образования детей,
ее научной интерпретацией и практическим использованием при проектировании педагогического процесса в
учреждениях дополнительного образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ОПК-4 Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-7 Способен планировать и организовывать взаимодействия участников образовательных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.предмет и методы педагогики дополнительного образования;
нормативно-правовые документы, теоретические основы и тенденции развития дополнительного образования детей;
особенности содержания и организации педагогического процесса в условиях учреждений дополнительного
образования;
историю внешкольного и дополнительного образования детей в России;
современные теории деятельности учреждения дополнительного образования детей;
систему мониторинга результатов дополнительного образования.
3.2.Уметь:
3.2.1.проектировать дополнительные общеобразовательные программы;
решать типовые задачи профессиональной деятельности;
аргументировать собственную позицию по отношению к педагогическим фактам и явлениям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.реализации методик и технологий, в том числе и информационных, для обеспечения качества учебновоспитательного процесса в учреждении дополнительного образования;
диагностирования достижений воспитанников.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогика дополнительного образования
1.1. Цели и задачи дисциплины Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.2. История дополнительного образования в России Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.3. История дополнительного образования в России Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. История дополнительного образования в России Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.5. Тенденции в деятельности и развитии системы дополнительного образования детей Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.6. Тенденции в деятельности и развитии системы дополнительного образования детей Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.7. Тенденции в деятельности и развитии системы дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.8. Современные теории деятельности учреждения дополнительного образования детей Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.9. Современные теории деятельности учреждения дополнительного образования детей Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.10. Современные теории деятельности учреждения дополнительного образования детей Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.11. Законодательная основа дополнительного образования Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.12. Законодательная основа дополнительного образования Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.13. Законодательная основа дополнительного образования Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.14. Теория и методика дополнительного образования детей как область педагогичесого знания Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.15. Теория и методика дополнительного образования детей как область педагогичесого знания Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.16. Теория и методика дополнительного образования детей как область педагогичесого знания Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.17. Система монторинга результатов дополнительного образования Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.18. Система мониторинга результатов дополнительного образования Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.19. Система мониторинга результатов дополнительного образования Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.20. Портфолио как технология мониторинга успешности воспитанников Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.21. Портфолио как технология мониторинга успешности воспитанников Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.22. Портфолио как технология мониторинга успешности воспитанников Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.23. Организационно-деятельностная игра в системе дополнительнонго образования Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.24. Коллективное творческое дело в системе дополнительного образовани Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.25. Методика организации занятия в учреждении дополнительного образовани Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.26. Методика организации занятия в учреждении дополнительного образовани Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.27. Методика организации занятия в учреждении дополнительного образовани Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.28. Организационно-деятельностная игра в дополнительном образовании Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.29. Организационно-деятельностная игра в дополнительном образовании Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.30. Организационно-деятельностная игра в дополнительном образовании Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.31. Предметная деятельность в дополнительном образовании Лекции 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.32. Предметная деятельность в дополнительном образовании Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.33. Предметная деятельность в дополнительном образовании Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.34. Методическое обеспечение программы духовно-нравственного развития личности обучающихся Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.35. Методическое обеспечение программы духовно-нравственного развития личности обучающихся Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.36. Методики организации детских самодеятельных коллективов в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.37. Методики организации детских самодеятельных коллективов в свете реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.38. Индивидуальные траектории развития в работе с одаренными детьми. Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.39. Индивидуальные траектории развития в работе с одаренными детьми. Сам. работа 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.40. Методическое сопровождение интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельностей в программах дополнительного образования Практические 1 2 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.41. Методическое сопровождение интеграции учебной, внеурочной и внешкольной деятельностей в программах дополнительного образования Сам. работа 1 1 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 1 27 УК-3, УК-5, ОПК-4, ОПК-7 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Брутова, М.А Педагогика дополнительного образования : учебное пособие САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Отв. ред. Байбородова Л. В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г., Мухамедьярова Н.А., Золотарева А.В. - отв. ред. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пикина А.Л., Мухамедьярова Н.А., Тихомирова Н.Г., Золотарева А.В. - отв. ред. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Педагогика дополнительного образования" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (экзамена)автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.