МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической и неорганической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильФизическая химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_ФХ-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н, доцент, Шипунов Б.П.

Рецензент(ы):
к. физ-мат. наук, доцент, Терентьева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 ХИМИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1042)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
Безносюк С.А. д.ф.-м.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической и неорганической химии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Безносюк С.А. д.ф.-м.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представления о научном исследовании, способах, методах, задачах исследования, структуре научных учреждений, формах и методах финансовой поддержки научных исследований, охраны результатов и их хозяйственном использовании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать и развивать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-1 способностью проводить научные исследования по сформулированной тематике, самостоятельно составлять план исследования и получать новые научные и прикладные результаты
ПК-4 способностью участвовать в научных дискуссиях и представлять полученные в исследованиях результаты в виде отчетов и научных публикаций (стендовые доклады, рефераты и статьи в периодической научной печати)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.типовые программные пакеты, применяемые при обработке и хранении научных данных, способы организации персональных СУБД
Основные принципы научной классификации и систему библиотечной классификации
Основные правила написания статей, тезисов, требования к их оформлению
Основы профессиональной этики
Структура научных подразделений и организаций в их иерархической взаимосвязи
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать программные продукты для интреполяционных, ээкстраполяционных и статистических анализов научных результатов
анализировать научную литературу с целью выбора направления исследования по предлагаемой научным руководителем теме
Квалифицированно и аргументировано изложить в публикации результаты научных исследований
вести дискуссию, аргументировать свои утверждения
формулировать интересы своего коллектива в сочетании с другими
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками поиска, хранения и передачи информации
Методами самостоятельного составления плана исследования
Лексикой и научной терминологией при написании публикации
полемической лексикой и риторикой
элементами организационно-правовой дисциплины при организации и проведении НИР

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Предмет, цели и задачи Основ научных исследований. Основные понятия и терминология: наука и её цели. Знание, познание, сознание; теория, практика, эксперимент. Эмпирический и теоретический уровень познания. Виды и сферы науки и техники. Цель фундаментальных и прикладных наук, научных разработок, проектирования, производства. Организация науки в РФ. Государственные органы по управлению и организации науки. Научные учреждения в академии наук РФ, вузах, промышленности. Научные подразделения: отдел, кафедра, лаборатория, группа; их функции и назначение. Государственные формы поддержки научных исследований. Фонды, гранты, конкурсы, целевые программы, персональные гранты. Правила оформления заявок. Частно - государственное партнерство при финансировании прикладных научных исследований. Заказные исследования (хозяйственный договор). Система подготовки кадров: магистратура, стажировка, аспирантура, докторантура. Учёные степени и звания. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные понятия и терминология: наука и её цели. Развитие науки. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
1.3. Подготовка к семинару по теме "Основные понятия и терминология: наука и её цели. Развитие науки." Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
1.4. Развитие науки. Движущие силы. Особенности развития фундаментальных и прикладных наук. Классификация, специализация и интеграция наук, химических дисциплин. Роль науки в научно-техническом прогрессе, в росте производительности труда. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Методология научного познания
2.1. Основы научного познания. Диалектический материализм - всеобщий метод и методология научного познания. Процесс познания: от чувственного восприятия - к логическому мышлению и далее - к практике. Истина и заблуждение, парадоксы в науке. Понятие, его виды. Суждение, умозаключение, научная идея. Принцип, закон, гипотеза, теория. Методы эмпирического познания: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент. Научные факты, методы их обобщения. Формы абстрактно-логического познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, идеализация и формализация, абстрагирование и обобщение. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.5
2.2. ТРИ3 - теория решения изобретательских задач. Решение задач. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
2.3. Подготовка к семинару по теме "ТРИ3 - теория решения изобретательских задач. Решение задач." Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
2.4. Общенаучные методы исследования: системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностно-статистический. Методы познания в химии. Принципы разработки стратегий исследования. Моделирование. Модель и оригинал. Критерии подобия и масштабы моделирования. Виды моделей. Методы моделирования: математические, физические, химические, технические и т.п. Моделирование изучаемых объектов и процессов на ЭВМ. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Научное мышление и творчество
3.1. Творчество, его характеристика. Виды творческого мышления: воображение, фантазия, интуиция, аналогия. Механизмы творческой деятельности. Эвристика, её цели, алгоритм; эмпирическая и теоретическая эвристика. Факторы, помогающие и препятствующие творчеству. Творческие задачи. Их классификация, этапы решения. Методы активизации поиска новых решений: проб и ошибок, мозгового штурма, синектики, морфологического ящика, фокальных объектов и т.п. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
3.2. Моделирование. Критерии подобия и масштабы моделирования. Виды моделей. Составление моделей. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка к семинару по теме "ТРИ3 - теория решения изобретательских задач." Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
3.4. ТРИ3 - теория решения изобретательских задач. Сущность и структура ТРИЗ. Законы развития технических систем. Виды, систем, их иерархия и развитие. Закон противоречия, его использование при решении технических задач. Законы: повышения степени идеальности технических систем, согласования-рассогласования, повышения динамичности и управляемости, перехода на микроуровень (этапы перехода), повышения полноты системы, S-образного развития, увеличения степени вепольности. АРИ3 - алгоритм решения изобретательских задач. Основа АРИЗ, его задачи, возможности, средства. Схема АРИЗ, её 9 составных частей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР), их виды. Перечень технических противоречий и принципы их преодоления. Многоэкранное мышление. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Планирование НИР
4.1. Предмет и цели планирования НИР. Формы и уровни планирования; виды планов. Объём решаемых научных задач: направление, проблема, тема, вопрос. Требования к научной теме. Выбор направления НИР этапы выбора. Планирование НИР. в научных учреждениях, вузах; их подразделениях; исполнителями. Этапы НИР. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.7
4.2. Планирование НИР. Составление плана исследований. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.3. Подготовка к семинару по теме "Планирование НИР" Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
4.4. Критерии оценки эффективности планируемых фундаментальных НИР. Оценка экономической эффективности прикладных НИР и ОКР. Экспертная оценка крупных направлений. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Информаионное обеспечение НИР
5.1. Информатика. Её сущность и составные части: информационные системы, продукты, ресурсы(базы данных), технологии, сети. Категории потребителей информации. Государственная (ГСНТИ) и международная (МСНТИ) системы научной и технической информации. Четыре уровня ГСНТИ, их органы и учреждения. Поиск информации. Библиотечные каталоги, указатели, ключи. Обзорные издания: аналитические, реферативные, библиографические; систематические, предметные, авторские указатели реферативных журналов. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.4, Л2.3
5.2. Патентный поиск. Проведение поиска по теме исследований Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
5.3. Подготовка к семинару по теме "Патентный поиск" Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
5.4. Носители информации. Научный документ, его разновидности. Первичные и вторичные документы и издания. Реферативные журналы; их виды, назначение; правила пользования. Микрофильмирование, микрофиши. Магнитные, оптические и электронные носители информации: магнитные ленты, дискеты, компакт-диски, винчестеры, серверы. Автоматизированные информационно-поисковые системы. Их структура и виды. Информационные сети, Internet. Приёмы извлечения и анализа информации. Рациональные приёмы работы с литературой: быстрое чтение, уровни изучения текста. Приёмы свёртывания информации: выписка, карточка, тезисы, конспект. Реферирование научных работ, составление научного обзора. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Патентоведение
6.1. Новые знания и решения. Их виды. Изобретение; его сущность, содержание, признаки, виды. Новизна, положительный эффект, патентоспособность изобретения. Промышленный образец, полезная модель. Патентное и авторское право. Авторство и собственность на интеллектуальную продукцию. Авторское свидетельство, патент, лицензия. Виды патентов, область притязаний, сроки действия. Оформление заявки на патент. Перечень документов. Приоритет. Описание изобретения; его структура, правила оформления. Формула изобретения, её содержание. Порядок подачи заявок, их экспертиза; принимаемые решения. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
6.2. Метрология. Стандартизация, её главные цели и задачи. Стандарты, их виды. План самоповерки приборов. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
6.3. Подготовка к семинару по теме "Метрология. Стандартизация" Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
6.4. Патентная информация. Патентная документация и литература; её виды, назначение, особенности. Международная классификация изобретений (МКИ); её разделы, классы и подклассы, группы и подгруппы. Национальные системы классификации изобретений. Патентный поиск. Его виды, назначение, порядок проведения; глубина поиска. Указатели: классов изобретений (УКИ), библиографический (систематический, именной, нумерационный, патентов-аналогов). Форма отчёта и правила оформления результатов патентного поиска. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Эксперимент
7.1. Эксперимент. Его цель, задачи, предмет. Виды эксперимента: естественный и искусственный, производственный и лабораторный, активный и пассивный однофакторный и многофакторный и т.д. Стратегия и тактика эксперимента. Рабочий журнал, правила его ведения. Первичные данные измерений, их значимость в приоритетных спорах и спорах о праве собственности. Правила их фиксирования, записи, составления таблиц. Метрология. Её сущность. Стандартизация, её главные цели и задачи. Стандарты, их виды. Метрологические службы. Метрологическое обеспечение, его технические основы. Средства измерений, их виды; эталоны, стандартные образцы, меры. Технические данные средств измерений: диапазон измерений чувствительность, точность, стабильность. Методы выявления и исключения систематических погрешностей измерительных приборов. Поверка средств измерений, их регулировка. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.6
7.2. Научный документ (отчет). Составление плана отчета. Практические 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
7.3. Подготовка к семинару по теме "Научный документ" Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
7.4. Организация и проведение эксперимента. Разработка плана эксперимента. Определение его целей и задач. Выбор объекта и метода исследования, варьирующих факторов, шага и числа измерений. Описание методики и техники эксперимента. Критерии выбора средств измерений. Общие правила работы на приборах и установках. Обработка результатов эксперимента. Приёмы свёртывания первичных данных: средние значения, расчётные данные. Систематические и случайные погрешности измерений, расчётов, результатов эксперимента. Определение стандартного отклонения, доверительного интервала. Типичные ошибки начинающих экспериментаторов. Графики. Их назначение. Правила оформления графиков: выбор масштаба и градуировки осей координат, размеры экспериментальных точек и их соединение. Основные виды кривых (линия, экспонента, гипербола, парабола и др.) и рациональные способы их изображения. Методы выравнивания кривых, подбора эмпирических формул. Аппроксимация. Анализ и обобщение теоретико-экспериментальных исследований. Формулирование выводов и Сам. работа 2 6 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Оформление результатов НИР
8.1. Бюджетный учет результатов НТД. Система государственного учета и регистрации результатов НИР. ВНИТИ центр, хранение и использование результатов для государственных нужд. Регистрационная и информационная карта НИР. Государственная база данных результатов НТД, Форма 1. Научный документ (отчет). Его назначение, виды. Общие требования к научному документу, его структура (план). Общие правила составления и оформления текста, таблиц, рисунков, формул. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
8.2. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
8.3. Подготовка к семинару по теме "Стоимостная оценка результата" Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
8.4. Структура и содержание научной статьи. Особенности её стиля. Отчёт о НИР, его содержание и правила оформления. Требования ВАК к содержанию и оформлению диссертаций. Дипломные и курсовые работы. Общие требования к их структуре, содержанию, оформлению. Правила подготовки работ для ротапринта и микрофильмирования. Экспертиза научных работ. Устный доклад, научное сообщение. Особенности устного представления информации. Психологические и иные приёмы при выступлении и ведении, дискуссии. Демонстрационный материал; требования, к нему. Стендовые доклады. Редактирование: научное, литературное техническое. Правила и техника исправлений, корректурные знаки. Рецензирование и оппонирование. Структура рецензии. Сам. работа 2 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Коммерциализация результатов научно-технической деятельности
9.1. Выявление и актуализация результатов НТД. Стоимостная оценка результата. Формы представления результата. Оценка степени готовности результата как коммерческого продукта. Лекции 2 1 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
9.2. Форма и способ коммерциализации результата НТД для государственных учреждений. ФЗ №217 и его применение. Практические 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
9.3. Подготовка к семинару по теме "Форма и способ коммерциализации результата НТД для государственных учреждений. ФЗ №217 и его применение" Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
9.4. Форма и способ коммерциализации результата НТД для государственных учреждений. Сам. работа 2 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1
9.5. Подготовка к зачету Сам. работа 2 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
фонд оценочных средств представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие: учебное пособие Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. ун-та, 2002
Л1.2 Тихонов В.А., Корнев Н.В., Ворона В.А. и др Основы научных исследований: теория и практика: учеб. пособие для вузов. М.: Гелиос АРВ, 2006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. С. Кун; пер. с англ. И. З. Налетова Структура научных революций/ : М. : Прогресс, 1978
Л2.2 Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Советское радио, 1979 biblioclub.ru
Л2.3 Лудченко А.А., Лудченко Я.А., Примак Т.А. Основы научных исследований: Учеб. пособие "Знания", КОО, 2001
Л2.4 Корюкова А.А., Дела В.Г. Основы научно-технической информации: , 1985
Л2.5 Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия: М.: Логос, 2000
Л2.6 Тюрин Н.И. Введение в метрологию: , 1973
Л2.7 под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова Основы научных исследований: учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк., 1989
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru
Э2 http://ben.irex.ru
Э3 http://www.gpntb.ru
Э4 http://ban.pu.ru
Э5 http://www.nlr.ru
Э6 http://www.elibrary.ru
Э7 http://www.lib.msu.su
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении курса «Основы научных исследований» следует обратить внимание на привлечения знаний и умений из разных областей, в том числе абсолютно новых. Указанная литература позволяет в полной мере найти ответы на все поставленные вопросы. Изучение предмета ведётся по индивидуально-групповой методике. Индивидуальная работа – самостоятельное исследование избранной темы, выполняемое в течение семестра под руководством преподавателя с целью развития творческих способностей, углубленного изучения какого-либо вопроса (темы, раздела) дисциплины. Сообщение в виде доклада по теме, проект – это творческая работа, выполненная самостоятельно при подготовке защите индивидуальной работы. Цели данного вида деятельности заключается в расширении и закреплении знаний, получаемых в ходе изучения дисциплины, выработке умения самостоятельно собирать материал по избранной теме, анализировать его, делать выводы и формулировать собственную позицию, приобщения к исследовательской деятельности, развития креативности (творчество), эстетического вкуса, инициативности, логического мышления.
Завершением творческой деятельности является создание продукта, который необходимо публично защищать на занятии по дисциплине (на защиту отводится 5-10 минут). Работа может быть представлена в виде мультимедийной презентации, видеоролика, аналитического доклада с иллюстративными материалами. Подготовка реферата, проекта, доклада проводится в несколько этапов.
Организационно – подготовительный этап включает выбор и согласование темы с преподавателем. Студентам предоставляется право свободного выбора. В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи работы. Формулируя цель, следует помнить, что цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Далее необходимо составить план работы. После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности. План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
При чтении книг, статей и др. необходимый материал фиксируется в виде: - цитирования с указанием источника информации, автора цитаты, - ксерокопий или сканирования текста, - конспектов статей. Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.