МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-1-2019
Часов по учебному плану 120
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 120 120 120 120

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018г. №75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен принимать участие в социологическом исследовании на всех этапах его проведения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения курса основные понятия; составляющие здорового образа жизни; проблемы определения нормы и патологии в медицине; методы медико-социального исследования проблем здоровья населения; современные методы социологических исследований здоровья.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать теоретические основания в определении понятия «социальное здоровье», его составляющие; анализировать нормативно-правовую базу государственной политики в области оздоровления населения; воспроизвести положения нормативно-правовых документов, относящихся к проблемам формирования культуры здорового образа жизни; провести социологическое исследование по проблемам здоровья населения; самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных социологических исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использование новейшего отечественного и зарубежного опыта;
навыками критической оценки своего здоровья и факторов, влияющих на состояние здоровья; навыками организации и реализации социально-психологической адаптации молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология здоровья
1.1. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Особенности британской школы "социологии в медицине". Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Особенности британской школы "социологии в медицине". Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.9. Особенности британской школы "социологии в медицине". Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.10. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.11. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.12. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.13. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.14. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.15. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.16. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.17. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.18. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.19. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.20. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.21. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.22. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.23. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.24. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.25. Воздействие семьи на здоровье ее членов Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.26. Воздействие семьи на здоровье ее членов Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.27. Воздействие семьи на здоровье ее членов Сам. работа 7 7 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.28. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.29. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина, И. В. Медицинская реабилитация: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68
Л2.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социология здоровья» portal.edu.asu.ru
Э2 Социология здоровья portal.edu.asu.ru
Э3 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э4 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э6 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.