Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 16 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Сам. работа | 48 | 48 | 21 | 21 | 69 | 69 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой д.филол.н., проф. Лукашевич Е.В.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы современности и журналистика» являются: формирование базовых представлений о мировых тенденциях цивилизационного развития, актуальных глобальных проблемах человечества и России и предлагаемых путях их решения, представлений об основных дискуссионных темах, обсуждаемых среди специалистов, общественных и культурных деятелей, формирование умения адекватно оценивать связанные с данными глобальными проблемами явления общественной жизни страны и мира и представлять их в средствах массовой информации. Задачами изучения данной дисциплины являются: - ознакомление учащихся с основными проблемами современного этапа цивилизационного развития, наиболее важными и дискуссионными аспектами процесса глобализации, кардинально меняющего облик современного мира; - выявление многоуровневости большинства социальных проблем (от глобального до локального уровня) и квалифицированного представления их в журналистских материалах; - раскрытие профессионально-этической ответственности журналиста, обращающегося к данной тематике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-2 | способность ориентироваться в мировых тенденциях развития медиаотрасли, знать базовые принципы формирования медиасистем, специфику различных видов СМИ, особенности национальных медиамоделей и реалии функционирования российских СМИ, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа |
ПК-1 | способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | актуальные проблемы в различных сферах жизни общества, которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций; основные тенденции развития сферы массмедиа и роль СМИ в решении глобальных проблем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить, выделять и анализировать наиболее актуальные темы, отражающие динамику процессов общественной жизни; адекватно представлять данные темы в своей профессиональной деятельности; выявлять и оценивать основные тенденции в развитии сферы медиа в России и в мире |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками анализа форм социальной сферы, различными методами сбора информации, ее проверки и анализа; навыками применения инновационных практик в сфере массмедиа |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. 1. Сущность и основные проблемы глобализации | ||||||
1.1. | Исторические предпосылки и сущность глобализации. Различные взгляды на проблемы глобализации. Идеология глобализации | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Подготовить доклад об одном из международных региональных объединений (ШОС, БРИКС и пр.): ·1 краткая история создания, ·2 цели, ·3 результаты работы, ·4 отзывы экспертов | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Технологический фундамент процесса глобализации. Экономический аспект глобализации , ТНК. | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | Найти сайт одной из ТНК, а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: ·1 Краткую историю создания ТНК ·2 Основные направления деятельности ·3 Социальные и благотворительные программы (если имеются) ·4 Освещение в СМИ | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Геополитический аспект глобализации. Основные теоретические разработки в данной сфере | Лекции | 7 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Посмотреть фильм «Дух времени» (2011 г.). Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: ·1 Каковы главные идеи авторов фильма? ·2 С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? ·3 Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.7. | Евразийство как развитие «русской идеи» и первая российская геополитическая школа | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.8. | Посмотреть лекцию М. Делягина «Глобализация и СМИ». Подготовиться к дискуссии по вопросам: Каковы основные тезисы позиции автора? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свое мнение. Являются ли тенденции, отмеченные М. Делягиным, необратимыми? В какой мере СМИ становятся актором глобального управления, по мнению Делягина? | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.9. | Формы и акторы глобального управления. Необходимость глобального управления, его основные модели, их обоснование | Лекции | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Найти сайт одной из известных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Гринпис и аналогичные) а также другие относящиеся к данной компании материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: ·1 Краткую историю создания ·2 Основные направления деятельности ·3 Главные результаты ·4 Общественные мнения по поводу ее деятельности ·5 Освещение в СМИ | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
1.11. | Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную участию и роли России в одной из крупных международных организаций (ООН, ВТО и пр.). Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: ·1 полнота раскрытия темы; ·2 логика изложения; ·3 приемы и методы аргументации, ·4 язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального «рейтинга». | Практические | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
1.12. | Изучить работу К. Лоренца «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), ответив на вопросы: · Что дает автору основания рассматривать проблемы современной цивилизации и культуры с позиций естественника? · Какие основные «грехи» современной цивилизации он выделяет? · Какие ложные интерпретации понятия равенства людей выделяет Лоренц? К чему они, по его мнению, ведут общество? · Как Лоренц разделяет понятия радости и удовольствия? К чему ведет современный неогедонизм? · Охарактеризуйте с позиций Лоренца установки, моделируемые современной рекламой. | Сам. работа | 7 | 19 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.13. | Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: ·1 общая характеристика данного направления; ·2 цели и задачи; ·3 место в современной экономике и производстве; ·4 вклад в природо-/ресурсосбережение; ·5 тенденции развития | Сам. работа | 7 | 14 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
1.14. | Изучить работу Ж. Аттали «Линии горизонта» и статью-рецензию на данную книгу Ж. Левалуа «Сочти число зверя» (см. на сайте электронного курса). Провести сравнительный анализ книги и рецензии, написать на этом основании собственную статью-рецензию. | Сам. работа | 7 | 15 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. 2.Основные глобальные проблемы современности и пути их решения | ||||||
2.1. | Идеология глобализации (Ж. Аттали, Ф. Фукуяма, З. Бжезинский и др.). Постмодернизм как мировоззренческая основа глобалистской культуры. Антиглобалистское движение; его социальная и идейная неоднородность. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучить интервью с Дж. Греем «Гуманизм — это суеверие», представленную в электронном курсе. Подготовить доклад- рецензию, осветив вопросы: ·1 Каковы основные идеи автора? Как он их аргументирует? ·2 Согласны ли вы с его доводами? Если нет, то какие возражения можно было бы ему привести? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Меры по снижению антропогенной нагрузки на природу: технологические, юридические, образовательные Динамика роста вооружений за последние столетия. Предпринимаемые меры, их эффективность. Миротворческое движение в 20 веке, его сегодняшнее состояние. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Найти сайт одной из известных антиглобалистских организаций/ одного из известных движений за мир, а также другие относящиеся к данной организации материалы. Подготовить краткий обзор ее деятельности, включая: ·6 Краткую историю создания ·7 Основные направления деятельности ·8 Главные результаты ·9 Общественные мнения по поводу ее деятельности | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.5. | Мировой социальный кризис и проблема бедности. Негативные последствия развития техники и новых технологий. Информационно-коммуникативная революция как радикальное изменение средств и форм коммуникации и обмена информацией. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1 |
2.6. | Подготовить доклад/презентацию по проблеме, связанной с этнонациональными конфликтами (включая проблемы миграции) и попытками их решения на международном уровне. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
2.7. | Экологический и ресурсный кризисы как отражение техногенно-потребительской ориентации современной цивилизации. «Вызов» современной цивилизации. Основные экологические проблемы, их причины. Предпринимаемые меры по снижению антропогенной нагрузки на природу.Мировые экологические стратегии и их реализация | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Подготовить доклад/презентацию одной из природосберегающих/ресурсосберегающих технологий. Осветить следующие вопросы: Появление и этапы развития данной технологии | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Проблемы межкультурного и межнационального взаимодействия, культурной, этнической, расовой и религиозной разнородности государств. Процесс унификации культурных предпочтений человечества. Предлагаемые меры по сохранению национальных культур и культур малых народов | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.3, Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.10. | Посмотреть фильм «История вещей (общество потребления)» . Подготовить рецензию-доклад на фильм, осветив следующие вопросы: ·4 Каковы главные идеи авторов фильма? ·5 С чем вы согласны и с чем не согласны (аргументировать)? ·6 Как можно оценить фильм с профессиональной журналистской точки зрения (аргументировать)? | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.11. | Важность профессионального представления глобальных проблем мира и страны в средствах массовой информации. Конструктивное участие СМИ в разрешении глобальных проблем и проблем российского государства. Основные функции СМИ в данной сфере: осуществление мониторинга проблем, представление разных точек зрения по проблеме, формирование общественного мнения по проблеме и содействие, таким образом, ее решению. Примеры конструктивной роли СМИ в решении конкретных проблем. | Лекции | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.12. | а) Выбрать публикацию (аналитическую статью), посвященную одной из глобальных проблем. Подготовить доклад-оценку данной публикации с журналистских позиций, осветив следующие вопросы: ·5 полнота раскрытия темы; ·6 логика изложения; ·7 приемы и методы аргументации, ·8 язык публикации. б) подготовиться к обсуждению представленных публикаций и коллективному формированию их локального рейтинга. | Практические | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.1, Л1.1 |
2.13. | 3. Изучить направление «зеленой экономики». Написать журналистский материал - аналитический обзор (не менее 5 страниц, со списком литературы,кегль 14, межстрочный промежуток 1,5), включающий следующие положения: • общая характеристика данного направления; • цели и задачи; • место в современной экономике и производстве; • вклад в природо-/ресурсосбережение; • тенденции развития. | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л2.2, Л1.3 |
2.14. | 4. Написать эссе на тему: "Бедность как глобальная и локальная проблема: роль СМИ в ее решении" | Сам. работа | 8 | 11 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дымова, И. | Актуальные проблемы современности и журналистика : учебное пособие | Оренбург : ОГУ, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Фотиева, Ирина Валерьевна | Актуальные проблемы науки и журналистики : учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Мандель, Б.Р. | Некоторые актуальные проблемы современной науки : : учебное пособие | М. : Директ-Медиа, 2014 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233061 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Никитина, Н.Д. | Средства массовой информации как создатели особой виртуально-символической реальности: | М. : Лаборатория книги, 2012 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142853 |
Л2.2 | Чистяков, Е.Л. | Глобальные проблемы в средствах массовой информации : | М. : Лаборатория книги, 2011 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Лазутина Г. В. | Жанры журналистского творчества: Учеб. пособие для вузов | М. : Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека начинающего журналиста | www.journ-lessons.com | ||
Э2 | Научная библиотека МГУ | www.nbmgu.ru | ||
Э3 | Журнал «Журналист» | www.journalist-virt.ru | ||
Э4 | Polpred.com: Обзор СМИ | polpred.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Операционная система Microsoft Windows 7 2.Пакет офисных программ Microsoft Office XP 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. В первой части курса следует обратить внимание на различные подходы к понятию глобализации и на связь основных проблем современности с глобализационными процессами. Изучая вторую часть курса, необходимо прежде всего усвоить тесную взаимосвязь всех глобальных проблем. После слушания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками, с выписыванием толкований. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом тех или иных акторов глобального управления (ТНК, крупнейших межправительственных и общественных структур и организаций) следует делать акцент на их место и роль в современном обществе. В частности, не ограничиваться, например, констатацией благотворительных акций той или иной ТНК, а попытаться дать оценку общего социального вклада: насколько общая политики ТНК и производимый продукт содействуют роста благосостояния общества. И, наконец, следует обратить внимание, что все задания должны сопровождаться медиа-иллюстрациями рассматриваемой темы (примерами статей, ТВ-передач, ЖЖ и блогов, обсуждений в соцсетях и пр.) Самостоятельная работа. В данном курсе они нацелены на углубление общих представлений о текущем состоянии глобализованного мира; о позитивных и негативных трендах современной цивилизации. Поэтому указанные источники следует изучать очень детально, не ограничиваясь предложенными опорными вопросами, но формулируя собственные вопросы и отвечая на них. Тест. Перед прохождением итогового теста в системе Moodle необходимо проработать курс лекций. При прохождении теста следует обратить внимание на вопросы, предлагаемые варианты ответов на которые кажутся, на первый взгляд, равноценными. Такие вопросы требуют особой внимательности. Экзамен. В каждом билете имеется теоретический вопрос и практическое задание. Теоретический вопрос предполагает, как минимум, хорошее знание материала, даваемого на лекциях, как максимум – знания рекомендованной литературы. Практическое задание выполняется по тем же принципам, что и часть заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно при подготовке к экзамену еще раз выполнить эти задания с учетом обсуждений на практических занятиях. |